Юрий Попов: – Бог разделяет людей на три категории: Иудеи, Елины, и Церковь Божия, которая состоит из тех и других. Что касается Иудеев и израильского народа, которые не принимают Иисуса Христа и то, как Бог может с ними продолжать дело; очень простой ответ, который может быть, не понравится современным либеральным теологам – учителям о разводах. Бог сочетался с Израилем на веки. В Малахии написано (кстати, в русском переводе по другому), в английском переводе, 2 главе, Бог говорит: «Я ненавижу разводы». Бог завет заключил, и Он его сохранит до конца с Израилем. Просто вы знаете, Александр, я так понимаю, что вот эти все стихи, которые вы процитировали, вырваны фрагментарно, соединённые искусственным образом. Нужно сначала увидеть всю картину искупления, что Бог от начала делал, какой был план для еврейского народа, из которого вышел Мессия. Почему именно из этого народа, а не из какого-то другого народа, должен был прийти Мессия? Он должен был быть ограничен законом, чтобы исполнить этот закон.
Александр Шевченко: – А почему Мессия не мог родиться от другой женщины? Он родился от Марии. И тот же народ еврейский, ни чем не особый народ, ведь Авраам был тот же халдей, вышел из ура халдейского из-за того, что пошел за Богом, уверовал в Бога и стал евреем.
Борис Грисенко: – Буквально на прошлой неделе, я проводил семинар на еврейскую тему, в Библейской стационарной школе Украины, где почти 600 студентов. Была масса вопросов. Один из вопросов: Что за лицеприятие у Бога, который не лицеприятный? Почему Он именно евреев избрал? И я, как раз именно это им и ответил, вот то что Алекс сейчас говорил, я повторял студентам. Я говорил, послушайте, по сути своей Бог не избрал евреев, как таковых, хотя написано об этом. Бог нашел одного язычника в море идолопоклонства. Бог обращался ко всем, Он не лицеприятный. Он нашел этого халдея из халдейской среды, из халдейской столицы идолопоклонства, который уверовал. Мало того что он теоретически уверовал, что да, есть некое высшее начало, но он уверовал в Единого личного Бога. Мало этого, он отдал Ему сердце и жизнь. И когда Бог сказал, что все, выходи, иди туда – не знаешь куда. И Он сделал его первым евреем. Если бы он нашел такого среди славян, тогда славян бы не было.
Александр: – Он повиновался призванию. Так почему же каждый человек, который следует отцу веры, Аврааму, не может себя рассматривать точно в таком же статусе? Ведь Авраам сделался отцом всех верующих. Тогда почему еврейский народ признается Божьим народом, не по признаку веры, а по признаку национальности? Ведь Авраам объединил в себе всех верующих – это главное чем он привлек внимание Бога.
Борис: – Ну, я бы так за Бога не решал. Нет, Авраам стал не объединением всех верующих, а своей частной, личной верой, которая привела к кардинальному выбору, на всю жизнь его самого и его потомков.
Александр: – Ну так вы же точно так поступили как Авраам – поверили в Христа.
Борис: – В принципе одна разница: Я поверил в того Мессию, в которого до меня, поверили сотни миллионов людей.
Александр: – Помните, написано: «Аврааму вера вменилась в праведность, и не только ему одному, но и нам вменится, верующим». Поэтому, я считаю, что мы совершенно одинаковые в этом вопросе через Авраама. И в Аврааме, который стал отцом множества народов, не только еврейского.
Борис: – В главных вещах – верой в Единого Бога Израиля и Библии – нет разницы, в отношении любви Бога к нам – нет разницы, между евреями и не евреями, в отношении пути спасения – нет разницы.
Александр: – Тогда на каком счету сейчас отношения Бога и Израиля, который не признает Иисуса Христа? Я подозреваю, что их нет, ведь Бог говорит в Сыне. В обход Сына, Бог не говорит. Если человек не хочет слышать Бога через Сына, как он может сохранять отношения с Богом?
Юрий: – Я хотел бы закончить эту линию, очень важной мыслью. Как я уже говорил раньше, Бог сочетался с Израилем и заключил с ним завет, который отменить невозможно.
Александр: – Вы сейчас говорите, не о завете через Христа? Завет с Авраамом и его потомками – это завет о Христе (Гал. 3 гл.). Завет о Христе, прежде Богом утвержденного, закон не меняет. Так завет с Израилем, о Христе, или вне Христа? Тут идет речь о завете с Авраамом: «Завета о Христе, прежде Богом утвержденного…» Тут же ясно написано, что завет с Авраамом был о Христе, потому что написано не о потомках, как о многих, а о семени, как об одном. Семя же – есть Христос.
Юрий: – Совершенно верно, у нас один завет в итоге. К Римлянам, в 4 главе написано, что Авраам стал отцом всех верующих. И апостол Павел в послании к Римлянам говорит о язычниках: «Не гордитесь, но бойтесь». Вообще интересно, о послании к Римлянам, во всех Библейских школах говорят, что это консистенция всего Евангелия. И о 9,10,11 главах говорят, что это как какая-то вставка и не соответствует концепции всего послания. Но на самом деле, есть одна проблема, когда мы вырываем какой-то вопрос из контекста места Писания. Это как раз то, что вы назвали сначала одно место, потом другое, вне контекста общего, вне общей картины. Например, послание к Евреям, как любое послание – это фактически отдельное письмо, и нам нужно от начала до конца понимать ход мыслей. Очень хорошая мысль, которую сделали католические священники для удобства. Они разделили Писания на главы, потом на стихи, но мы теряем контекст. Но если посмотреть послание к Римлянам, фактически, 9,10,11 главы были целью написания послания. Нужно понимать исторический контекст, чтобы понять что происходило. Павел не начинал эту церковь, и никогда там не был. Он говорил, что он много раз намеревался, но не получалось. Но почему он написал это послание? Теологи говорят разные причины; что Павел хотел там свое имя оставить, написав самое лучшее свое послание. Но на самом деле, причина была совершенно другая. Эта церковь была начата, когда были гонения на христиан и первые иудеи пришли туда проповедовать. И фактически первое руководство римской церкви – это были все евреи, старейшины, и проповедовали по обычаю в синагогах, а потом язычники присоединялись, и они проповедовали. И в то время стал вопрос, стоит ли язычников делать евреями. Но при императоре Клавдие, евреи были выгнаны из империи, и за это время, естественно, верующие из язычников, которые были там, заняли руководящие посты. И когда уже Нерон, по экономическим причинам, возвратил евреев, Акила и Прискилла сказали об этом апостолу Павлу. Но когда еврейские лидеры возвратились туда, им сказали: «Ребята, ваше место уже занято». Именно в Римской церкви началось зарождение вот этой теории замещения. Они говорили о том, что теперь евреям нужно становиться язычниками, для того чтобы быть в римской церкви. И Апостол Павел, понимая это, имел большую ношу, как Апостол. В этом смысле он написал это послание. И в этом послании он говорит, что в Церкви Христовой нет, ни Иудея, ни Елина, мы одно целое в Церкви. В первой главе он обращается к язычникам: «Вы развратились, Бог предал вас превратному уму…» Итог: язычники без Христа – грешники. А во второй, он говорит уже Иудеям: «…а ты, хвалящийся законом, если закон не исполняешь, тоже грешник». Весь мир греховен перед Богом и заграждаются всякие уста. В третьей главе, он говорит, что только через Христа спасение, и тем, и другим.
Александр: – «Но ныне, не зависимо от закона, явилась праведность Божия.»
Юрий: – Да. Дальше, четвёртая глава; он говорит об Аврааме: «Это природное семя, а вы духовное семя». И те, и другие – дети Авраама, вы не отделяйте друг от друга, Бог вас объединил в одно целое во Христе. Пятая глава – он говорит о том, что и те, и другие, Иудеи и язычники, если будут жить по Адаму, то умрут, а если будут жить во Христе – живы будут. В шестой и седьмой главах, он говорит, что у язычников есть тенденция возвращаться к своим грехам, у иудеев, возвращаться к своему закону. Обратите внимание, что все послание он направляет для того, чтобы объединить. И дальше, в восьмой главе он говорит, что, и тем, и другим, Иудеям и Еллинам нужно жить во Христе и ходить по Духу, чтобы иметь взаимоотношения с Богом. И заканчивается восьмая глава, такими словами: «Никто не отлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе». А девятая глава начинается с обращения к тем, с которыми, как вы говорите, Бог теперь не может иметь общения. Он говорит: «Так тех, которые Его не приняли, что теперь Бог, отверг?», это продолжение мысли, потому что так, как вы, говорили уже. И он отвечает: «Никак!», а в оригинале написано: «Да упаси Господь!», вот на столько сильное слово. И он начинает говорить: «Нет, от них, и отцы, и пророки, и Писания, и Мессия, и спасение… и дальше он начинает вести вот эту тему об отпадении, что их отпадение – спасение для язычников. И он продолжает эту тему в девятой, десятой и одиннадцатой главах, что вы не гордитесь, но бойтесь. И он прямо там говорит именно о национальном спасении всего народа. Он говорит, что если их отпадение – спасение для язычников, то каково же будет их обращение, как воскресение из мертвых? Вы можете себе представить, чтобы мертвый воскрес на наших глазах? И он дальше говорит вот эту самую мысль о корне, если корень свят и так далее… Он говорит, что они будут опять привиты и весь остаток спасется. Вот и вся концепция. Бог будет опять иметь дело, в конце дней, с этим народом, который отверг Христа. Бог часто сравнивает Израиль с растениями. Евреи, которые отвергли Христа – это отсеченная виноградная ветвь, в настоящее время, Израиль – это смоковница, на которой нет плодов, а только листья, а в будущем – это маслина, когда она будет восстановлена, когда она исполнит свое предназначение быть светом и благословением для всего мира. Об этом есть много мест Писания, что Израиль станет светом для всех народов.
Борис: – Вот как раз я хотел, чтобы вы повторили эту формулировку, потому что здесь очень важны тонкости. Толи мы говорим, что Бог особенно как-то относится к неверующему Израилю, толи мы говорим, что у неверующих сохраняются особые отношения с Богом. Я как раз считаю, что это разные вещи. Нам нужно ясно понимать Божие отношение к ним, и отношения их с Богом. Потому что третьей главой к Римлянам, где апостол Павел спрашивает верующих, в основном из язычников, такой вопрос: «Так есть ли преимущество у Иудеев?». Там не было разделено на главы, и как раз, после того как он говорил, что тот истинный Иудей, у кого обрезание на сердце и так далее. Это одно исключительное место Нового Завета, на которое очень любят ссылаться те, кто учит теории замещения. Но тут же, до этого и после этого сразу, апостол Павел, когда говорит об Иудеях, он говорит именно еврейскому народу: Так все-таки, есть ли у них какое-то преимущество? Да, и очень большое. Во-первых, потому что им вверено слово Божие. И Павел не говорит, что было вверено, а говорит, что вверено в настоящее время. Дальше он спрашивает в третьей главе к Римлянам: «А как же с теми, которые отпали? Их неверность, не отменяет верности Божией». Это ключевое место по отношению к Израилю неверующему, и по отношению к падшей церкви, тоже. Потому что, если бы это было не правдой, и Бог отменил бы Свои обетования Израилю, из-за того, что большинство евреев отпали, то никакой уверенности у Церкви, у столпа и утверждения истины, как таковой, нет, что Бог не отменит Свою верность и по отношению к ней.
Сохраняет ли Бог отношения с Израилем, который не признаёт Бога, говорящего в Сыне?
Господь продолжает вершить Свою волю и творить историю человеческого рода. И как мы наблюдаем по Библии, расклад событий предполагал пришествие Христа и большой поворотный момент, прежде всего, в судьбе Израиля. Написано: «Господь, многократно, издревле, многообразно говоривший к отцам в пророках, говорит в Сыне». Происходит очень важный поворот – Бог говорит в Сыне, которого поставил наследником всего. Как можно утверждать, что Бог продолжает поддерживать отношения с Израилем, который не признает Бога говорящего в Сыне? Иоанн пишет: «Кто любит Pодившего, тот любит и Rожденного от Него». Как мы можем утверждать, что Израиль сохраняет прежние отношения с Богом – Отцом, если он не любит рожденного от Него? Иоанн имеет в видуХриста. Далее Павел пишет, кажется к Колоссянам, где он говорит: «Бог, во Христе, примирил обоих с Богом». И те, и другие имеют доступ к Отцу. Если речь идет о мессианских евреях – понятно, вопросов нет, а если речь идет обо всем Израиле -то, как они имеют доступ к Отцу, если апостол Павел говорит, что и те и другие имеют доступ к Отцу через Христа? Напрашивается очевидный вывод – нет доступа к Отцу у той части Израиля, на данный момент, которые не признают рожденного Иисуса Христа.