Борис Грисенко: Я думаю, очень важно в этой теме, также как и в других, понимать, что новое толкование, которое внес Новый Завет в Тору, в Книгу Пророков, в Писания… Они ни в коем случае не отменяют первоначальное и не противоречат новому. В том же послании к Галатам, апостол Павел, чуть позже говорит язычникам, что если вы уверовали в Христа, если вы Христовы, то вы семя Авраама, и по обетованию наследники. И когда мы это читаем, мы думаем, как это? Он же только что сказал, что семя это в единственном числе. Что происходит с нормальными верующими, когда они смотрят в Писание сейчас, на протяжении многих веков. Они мыслят в категориях Аристотеля, тезис, антитезис, синтез и все эти логические расстановки. Это хорошая школьная логика, которую апостол Павел и тогда мог применять. Ну в самом деле, он то уж, фарисей из фарисеев! Есть книги сейчас, которые в основном не доступны русскому читателю, где есть подробный разбор как мыслил апостол Павел. Потрясающая противоречивая логика Бога. Он выбрал фарисея из фарисеев, не одного из Галилеян, простых рыбаков, чтобы они шли к язычникам, а именно фарисея из фарисеев, который мыслил по фарисейски, который мыслил, на столько глубоко по иудейски, что все отражалось именно в той аргументации, где он доказывал, что теперь Христос – это не только Мессия и Спаситель, Царь и Путь для евреев, но тоже самое и для других народов. И вот здесь, он вводит новое толкование, как откровение. Все его читатели знали на то время, что семя Авраамово – это народ Израиля, то есть евреи и те, кто присоединился к ним через Гиюр, став полноценным Иудеем. На то время, все евреи были Иудеи, в отличии от нынешнего времени. И вдруг, этот апостол язычников, фарисей из фарисеев, сугубо в стиле еврейского фарисейского мышления и разбора и толкования Мидрашей Торы, показывает им, что на самом деле, это значит не только то. Один из приемов Мидрашей, классического толкования Гилеля. Гилель – это один из толкователей фарисейского мышления. Он жил перед Иешуа. Гилель разработал 13 способов толкования. И в стиле Гилеля, апостол Павел доказывает, что мы и наши предки читали и не видели одну особенность. Бог не случайно везде пишет «семя». Да, это относится, прежде всего, к евреям. Но если бы он написал «семена», то не возможно было бы из этого сделать какой-то дополнительный вывод. «Семя» написано в единственном числе. Это по прежнему касается евреев, но он показывает великое откровение, утаенное от поколений наших предков, что здесь говорится так же и о Христе. А через Него, теперь есть еще одно дополнительное понимание этого места, что благодаря тому, что это семя, также и Мессия, теперь в Нем и через Него все, уверовавшие в Него из всех народов. (Бытие 22:16) «И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело (жертвоприношение Исаака), и не пожалел сына твоего, единственного твоего (понятное дело, что он не единственный, но он выделен, как сын обетования, через которого обетование распространится), то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря (понятно, что тут говорится о потомках); и овладеет семя твое городами (ну тут явно, что говорится не о христианах) врагов своих; и благословятся (а более точный перевод говорит: благословят себя) в семени твоем все народы земли (все семьи земли) за то, что ты послушался гласа Моего». Это мы возвращаемся к избранию Авраама.
Александр Шевченко: Значит если семя, на основании толкования апостола Павла – Христос, то порядок вещей таков: если вы Христовы, то вы семя Авраамово; не наоборот. Если вы Христовы, то вы принадлежите к Аврааму и некоторым его обетованиям.
Юрий Попов: Апостол Павел к Римлянам тоже говорит, кстати, о семени в самом начале, когда он говорит, что Бог не отвергает. Не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть, не плотские дети – суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. И слово обетования такое же. Здесь та же самая мысль. К Галатам в 3 главе 14 стихом он говорит: «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы вам иметь обещанное от Духа веры». Он опят возвращается к Аврааму; благословения обетований, которые были даны отцам. К Римлянам в 10 главе он опять возвращается к отцам, что и Христос, и обетования, которые были даны отцам; вот там это семя, вот там этот корень, вот там это начало спасения и для евреев, которые принимают своего Мессию, и для всего мира.
Борис Грисенко: Еще две цитаты о семени: (Бытие 26 глава, уже говорится об Исааке) «Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живы в земле, о которой Я скажу тебе, странствую по земле этой, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии (никак не отнесешь к Христианам) и исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земли». Я никогда не слышал ни одной проповеди людей верующих в теорию замещения, что верующие христиане – это духовные дети Исаака. И духовно очень трудно было бы подострить это под христиан, тем более с такими интересными обетованиями. Здесь говорится о том, что у семени Исаака уже, а не просто в семени Авраама, благословятся все народы земли. Но теперь последняя цитата; (Деяния 3 глава 12 стих. Знаменитая проповедь Петра в храме после чуда с хромым) «Мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу…» Он смотрит на эту толпу в храме и видит этих людей – мужей Израильских, которые стояли на площади и подстрекаемые своими вождями кричали: распни! И вот концовка его проповеди: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка. Слушайтесь Его во всем, что о ни будет говорить вам. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того истребится из народа (не из церкви, а из еврейского народа). И все пророки, от Самуила и после него сколько ни говорили, также предвозвестили дни эти. Вы сыны пророков и завета (не верующие Иудеи, которые тем не менее остаются сынами пророков и завета), которым Бот завещал отцам вашим говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все народы и племена земные». Ясно, что здесь великая новозаветное провозглашение, бескомпромиссная проповедь апостола Петра, который не подстраивается под мужей Израильских, но говорит им страшные истины. И здесь он конкретно подтверждает, что Божии обетования через Израиль благословить все племена земные остается в силе, но этого не будет, пока Израиль не покается и не обратится. И дальше он говорит: «Бог воскресив Сына Своего, Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Как это к вам первым? Бог послал Воскресшего Спасителя только к ученикам, за исключением братьев. А тут он говорит этим участвовавшим в убийстве Мессии: к вам пришел. В каком смысле? Бог послал Воскресшего Спасителя, не просто к уверовавшим в Него, но к представителям всего еврейского народа.
Юрий Попов: Потом он говорит: «итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Да придут времена отрады (а в англ. refreshment или обновления) от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа». Он обращался к Иудеям, что это последние дни, когда придет это национальное покаяние, пробуждение в котором должна участвовать церковь, молясь уже сейчас за Израильский народ. И он тогда пошлет предназначенного им Мессию, и остаток спасется. Это он говорит о будущем, уже после воскресения Христа.
Александр Шевченко: Ну, разве он не интерпретирует пророков, которые говорили о предназначенном им Христе?
Юрий Попов: Нет, он именно говорит о наших днях, он говорит о последнем времени.
Семя Авраама – Христос, или Израильский народ?
(Послание к Галатам 3:16) “Аврааму даны были обетования (то есть обещания) и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет (то есть, пришел закон, а потом пришел Христос после закона, и закон не отменил этого обещания, которое Бог дал Аврааму) так, чтобы обетование потеряло силу”. Вопрос достаточно простой, но определяющий наше отношение к еврейскому народу. Если исходить из понимания, что в семени Авраама благословятся все народы, и семя предполагает еврейский народ, тогда да, надо благословлять еврейский народ, потому что от этого зависит и наше благословение, а такие обетования действительно имеются. Если же верить, что семя Авраама, о котором здесь идет речь – это Христос, то тогда, вопрос меняется, и здесь тогда, к еврейскому народу тоже вопрос возникает. Идет ли речь здесь о еврейском народе, или речь идет о Христе?