Это тоже важный треугольник между Богом, пророком и музыкантом. Между Богом (рука Гоподня), пророком (Елисеем) и музыкантом (который играл в этом случае на гуслях). Нам неизвестно, кем был этот гуслист, нам неизвестно, что он играл, неизвестно, что это был за человек, но мы можем принимать или предполагать, что музыка – она отображает определенное настроение или определенное состояние, определенное послание. Понимаете, что музыка – это просто звук. Если Павел написал, что нет ни одного слова в мире без значения, за каждым словом стоит значение, каждое слово имеет свое определение, сколько там слов в словаре Ожигова (около 60000 слов или даже около 100000 слов, я сейчас точно не помню) – и за каждым словом стоит значение, то музыка это просто шум, это звук, но музыка может нести послание, она должна нести послание и она несет определенное послание, и это послание в сердце композитора, который писал это произведение, и это послание в сердце исполнителя, то есть музыканта, который исполняет это произведение. Там есть определенное настроение. Это может быть страсть. Это может быть скорбь. Это может быть восторг. Это может быть воспевание своей страны, человек пишет гимн. Это может быть что угодно, но есть определенные настроения, которые содержит в себе композитор и содержит в себе исполнитель – и он это настроение выдает, потому такая музыка, которую выдает тот или иной человек, она содержит в себе определенные послания. Я не один раз был свидетелем, когда в хорошей церкви, с хорошим пастором, но приглашают то ли джазового хорошего музыканта, который очень умело бегает по клавишам, у него джазовые предпосылки, настроения – и ты понимаешь, что, во-первых сам джаз при каких обстоятельствах родился или другие стили музыки, что этому предшествовало (это отдельная тема, я в этом не силен), но ты понимаешь, насколько разные настроения внутренние. И вроде бы музыка хорошая, но она тебя располагает не к Богоисканию. Она прекрасно бы звучала, если бы ты дома ужинал со своей семьей или с женой вдвоем где-то пошел на романтический ужин. Т.н. есть музыка, которая несет определенное послание. Почему когда Саул бесновался, он злился и он не мог контролировать свой гнев, он бросал вещи и копья в людей уже, почему когда позвали Давида и он играл, то злой дух отступал от Саула. Здесь тоже треугольник: злой дух, Саул и музыкант. Здесь человек, к которому имел доступ злой дух, здесь Давид, человек, который играет на гуслях и злой дух. И смотрите, получается, что музыку, которую играл Давид, понимал духовный мир. На музыку, которую играл Давид, реагировал духовный мир. Это не были тексты, молитвы за освобождение от злого духа, это была музыка. Но почему при одной музыке наоборот беснуются, входят в транс? Я был в туристической поездке в Греции и там объясняли как раньше работала музыка. Вы знаете, что там вся история Греции – она полностью основана на мифологии, на всех языческих богах – это просто отвратительно, мне просто не понравилась поездка в Грецию и то, как я послушал вот эту всю их предысторию. Но суть в другом. Суть в том, что вот как плотно переплеталось вызывание вот этих духов всех, как они дышали этими газами, которые выходили из земли, определенные токсичные, как они ходили в транс, как это сопровождалось музыкой. Опять музыка. Поэтому при отделенных музыкальных исполнениях, наоборот, на людей находит нечистый дух. Я когда-то брал интервью у одного человека, его зовут Жан Дехтярев, он профессиональный рок-музыкант с 14 лет, он сутками играл на гитаре и дошло уже до того, что он мог играть на гитаре за спиной, они жили в Европе, они выступал с концертами по Франции, и он сам рассказывал, что в каждом концерте, где они играли, всегда есть момент, когда злой нечистый дух просто ощутимым образом берет власть над музыкантами и сразу же в этот момент над всей аудиторией. Это конкретная секунда, когда ты знаешь что-то происходит сейчас, что-то произошло, кто-то берет контроль, мы входим вообще в другую фазу. И что, значит, интересно: мы играем до этого соответственно нашему репертуару, а потом происходит этот переломный момент – и мы все это чувствуем, и люди это знают, чувствуют, что что-то произошло. Так вот, мое понимание этого вопроса, что музыка – это не просто шум, может быть и шум, за которым ничего не стоит, точно так же может быть и шум, когда человек пустословит или смехотворствует – это тоже просто пустословие. Почему есть в Библии такое понятие – “праздные слова”, за которые мы будем отвечать, или пустые слова, пустота, пустомыслие, пустословие. И точно так же музыка – она может быть никакой, просто шум, а может быть музыка, в которой есть послание. И эта музыка – она передает определенное настроение, определенное послание. Поэтому я допускаю мысль, я склонен рассуждать, что позвали не просто гуслиста: “Эй ты, там на рынке, иди сюда. А ну сядь, пророку надо попророчествовать. Что играть? какая разница, играй что-то!” Я не верю в это. Я так не думаю. Когда изучаю биографию Илии и биографию Елисея – это были очень серьезные помазанники. Сказать, что любой человек любую музыку играл и на него сошел Дух Божий – я так не думаю. Поэтому я полагаю, что музыка эта несла определенное послание, все понимали, что происходит, все понимали, что нужно слово от Господа, сам пророк понимал, может он был в суете, бегах, где-то в делах, и он понимал, что надо сейчас от всего отстраниться, позвали гуслиста. Нам неизвестно, как долго этот гуслист играл, пока рука Господня не коснулась пророка и он начал принимать от Бога послание. Поэтому музыка – это дар, это прекрасно, но кто стоит, кто является композитором и исполнителем – это очень важно!
Отвечено в прямом эфире “Каким должно быть поклонение в церкви?” 20 марта 2015 года пастором Александром Шевченко, время 28:19 – 37:17