Сказки сказкам рознь. Сказки очень разные. Иногда много и взрослых сказок, и можно стать неверующим. Но есть сказки, как я понимаю, как образы. Когда мы читаем классику, допустим, басни Крылова, – ну понятно, что животные не разговаривают, но это образы, это метафоры, это аллегории, и потому суть сей басни такова. Он даже не скрывает, что это басня, что это как бы вымысел. Но а Христос, когда Он использовал притчи? Что он делал? Он брал образы, это были абсолютно вымышленные истории, «шел человек из Иерихона в Иерусалим..», это не было конкретной ситуацией, это был образ, вымысел. Часто этими вымыслами, образами пользовались в Ветхом Завете, ни один раз по напутствии Иоава военачальника женщина там или кто-то приходил к Давиду, рисовал такую картину, что друг зашел, забрал овечку бедную.. разные образы! Это были вымышленные истории, но через эти образы понятнее доносилась какая-то картина, какая-то сцена. Потому если это безобидные истории какие-то о животных, о грибочках, о цветочках, о птицах, с какой-то доброй положительной моралью, – это очень развивает ребенка, это фантазия, это образы. Однажды наш дедушка по линии моей жены, – он епископом был, человеком, посвятившим свою жизнь Богу серьезно, известным был человеком в Украине – он с маленьким правнуком своим где-то, его внучка пришла и говорит: «дедушка, смотри, он уже говорит «мама», а дед говорит: «лучше бы вы его молитве «Отче наш» научили, чем он «мама» говорит», но всему свое время, все смеялись над этим. Потому, чтобы как-то не получилось, что мы со всего доброго и прекрасного, которое нас окружает, которого так много создано для нас Богом, как бы не получилось, что мы впадаем в некоторую атрофию чувств, когда мы не развиваемся интеллектуально, душевно. Потому я за то, чтобы мы читали классические, добрые, поучительные и сказки, и книги. Но! Вспомните того же Пушкина, который сказал «здесь русский дух, здесь Русью пашнет», и пошли, поехали..там и леший, и царь-кощей, и кот, который разговаривает и ходит, и русалка на ветвях сидит, все эти Иваночки-дурачки, в одно ухо влезает, в другое – выходит, эти все жабы, которые превращаются в царевны, а по жизни – наоборот часто. Потому лучше такой неправды не говорить детям, потому что действительно там и мистика, я уже не говорю о современных сказках, – они просто ужасные, это просто ужасные образы. Потому здесь, дай Бог нам мудрости, чтобы не было действительно неправды, чтобы не было никакой мистики, чтобы не повредить детскую психику.
Можно ли детям читать сказки?
Ответьте в свете Писания, можно ли детям читать сказки? Не приведет ли это на подсознательном уровне, что родители с детства приучают к тому, что детям говорят неправду? Могут ли они стать неверующими из-за этого?
Вопрос отвечен 10.07.2014 в категории Семья
Похожие вопросы: