«…не по причине греха». Вот здесь уже конфликт в Вашем вопросе. Церковь не может отлучить человека не за грех. Здесь что-то неправильно: либо в Вашей формулировке, либо в поступке церкви. Невозможно отлучить человека не за грех. Потому что отлучение от церкви – это самая высокая форма дисциплины или церковного взыскания. И это не может быть по-другому, как только за грех. Владимир, это проблема нашей разобщённости, клановости, когда мы не признаём один другого, и у нас нет централизации богословской. Нет структуры централизованной. Если Ваш вопрос переформатировать, допустим, в образ семьи, когда ребёнок, не послушавшись матери, подвергся наказанию. И она сказала: «Иди, стань в угол. Ты наказан». Он бежит к папе, и папа оправдывает его поступок, не считая, что он сделал что-то, достойное наказания. В этом случае нельзя винить ребёнка. Проблема в родителях, которые не нашли общего языка между собой. Тем самым они провоцируют ребёнка искать оправдания один у другого. И, тем самым, усугубляя конфликт в семье. Если смотреть на Церковь вселенскую, на Церковь Иисуса Христа, то подобные случаи провоцируют людей усугублять конфликт в Церкви Христовой. Мы бегаем от одной церкви к другой и, получая поддержку, люди, тем самым, настраивают церковь против церкви. Понимаете, о чём я говорю? Если проблема существовала между этим человеком и церковью, – это одно дело. Если проблема существовала между матерью и ребёнком, и они как-то там решали эту проблему, пусть она даже не права, но она его наказала, то это один уровень проблемы. Но если родители начинают ссориться между собой, и ребёнок чувствует, что он может манипулировать ими, то это совершенно другой уровень проблемы. Я считаю, что это большая ошибка пастырей. Не о человеке сейчас речь. Пастыри между собой обязаны встретиться, обязаны каким-то образом искать общий язык и никогда не позволять подобному происходить. Хотя это происходит, и происходит часто. Если даже пастырям не удастся найти общий язык, у них разные богословские взгляды на одну и ту же проблему, то остаётся развести руками и сожалеть о таком. Но, по крайней мере, пастыри должны попробовать это сделать. Они обязаны это делать. Иначе они втягивают в конфликт целые общины. За каждым из этих пастырей, за каждой из этих церквей стоит общество, стоят люди, которых втягивают искусственно в проблему. И тогда уже церковь не приветствует другую церковь. Вы понимаете, что вы делаете? Когда Давид и Саул имели между собой распрю, проблему. Кто был прав, кто был виноват – сейчас это не интересно. Больно сознавать, что Библия говорит нам, что «…была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым» (2Цар. 3:1). Два, простите, взрослых мужика что-то не поняли, что-то не поделили. Но при чём их семьи? При чём их дети? При чём их внуки? Почему между домом Давидовым и домом Сауловым должна быть продолжительная распря? Вот где наша проблема. Потому, конечно же, это наша общая боль. Как нам объединиться? Как взять ответственность в целом за Церковь Христову? Как действительно централизовать насколько возможно и наши богословские взгляды, и наше отношение к подобным ситуациям? Ну, а если уже конкретно отвечать на Ваш вопрос, то да, приходится как-то решать. Если пастор не хочет встретиться с пастором. Приходится в частном порядке разбирать этот случай и приходится иногда аннулировать, снимать взыскание, которое наложила церковь. Но самое лучшее – это пастырям на их уровне встречаться и разбирать эту ситуацию. Это то, что я бы посоветовал делать очень настоятельно. И просил бы Вас посоветовать это пастырям в Вашем случае: встретиться и разобрать эту ситуацию вместе. Большая вероятность, что у Вас получится. Пусть Бог Вас в этом благословит!
Отвечено в прямом эфире за 31 августа 2012 г. на 1 час 59 мин