Отвечено в прямом эфире за 16 февраля 2012
Андрей, понимаете, что опять же, сегодня многие богословские вопросы пересматриваются, и люди по-разному к этому подходят и по-разному это объясняют. К Вашему вопросу можно привязать еще один маленький вопрос, который очень частый сегодня: может ли священник или пастор сочетать молодых людей, когда они не принимали водного крещения? Это тоже из той же серии вопрос. Почему? Потому что есть так называемые таинства церковные и есть исключительно те таинства, или те церемонии, которые принадлежат для членов церкви. Есть такое понятие, как «церковь». Есть такое понятие, как человек «в церкви» или «вне церкви». Церковь – это собрание людей, это «экклесия». То есть, прямо говоря, я – либо «в церкви», либо я – «вне церкви». Либо я – «во Христе», либо я – «вне Христа». Потому есть четкое понятие: «человека исключили из церкви». Апостол Павел пишет: «да будет такой человек отлучен» или он пишет: «извергните развращенного из среды себя» (1Кор. 5:13) или «присоединилось к церкви душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). То есть, есть понятие церкви и есть те таинства, которые принадлежат исключительно для людей, состоящих в церкви. Кто же такая церковь? Я специально ставлю так вопрос: не «что такое», а «кто такая» церковь? Это люди, состоящие в завете с Богом. Потому можно жить и иметь отношения с Богом до завета, до заветных отношений с Богом. И можно жить и иметь заветные отношения с Богом, состоять в завете с Богом. Меняет ли это что-то? Разумеется, меняет! Это почти всё меняет. Если у человека нормально развиваются отношения с Богом, он обязательно (я подчёркиваю), обязательно, как результат этих нормальных развивающихся отношений с Богом, придёт к вопросу завета. Точно так, как молодой человек, который строит отношения с девушкой, он обязательно придёт к вопросу заветных отношений. Он пожелает, чтоб она стала его женой. И она пожелает стать его женой. Потому так точно и здесь. Хлебопреломление, или причастие. Христос собрал узкий круг людей, Своих друзей, Он им объяснял это. Это не для всех. Это не просто какая-то форма развлечения или времяпровождения. Это «когда вы сходитесь, писал апостол Павел, вы друг друга ждите»(1Кор. 11:33). Он писал это церкви. Иисус Христос собрал узкий круг людей, и Он объяснял: «Это тело Моё, за вас ломимое» (1Кор. 11:24). Я помню, один человек покаялся в России. Он был бывший видный государственный чиновник. Он любил выпить, и он говорил мне всё: «Ну, Писание же в категорической форме не запрещает употреблять спиртные напитки, допустим, вино. Ну, ты мне скажи! Ты мне скажи!» Он сидел напротив меня за столом и всё хотел получить ответ: «Ты мне скажи, когда можно пить? Когда нельзя и когда можно?» Я ему сказал: «Вот написано: только когда будете пить в Моё воспоминание. Вот тогда можно. И то, один глоток» (1Кор. 11:24). То есть, я никак не пытаюсь иронизировать. Я пытаюсь наоборот сказать, что есть те вопросы, которые принадлежат исключительно церкви, и исключительно, когда мы это совершаем в воспоминание Иисуса Христа, мы этим смерть Господню возвещаем, доколе Он придет (1Кор. 11:26). Потому, да, точно так же молодые люди не могут состоять в настоящем понятии брачного завета, если они не состоят в духовном завете с Богом. Это невозможно. Молодой человек и молодая девушка, они должны состоять в завете с Богом посредством водного крещения. Тогда только они могут предполагать и рассчитывать, что Бог будет присутствовать в их брачном завете. И Бог сочетает, как Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9), но если люди не пожелали, не захотели состоять в завете с Богом, а хотят, чтобы Бог сочетал их, и чтобы совершить церемонию в церкви… Слушайте, давайте будем прямыми и откровенными, кому это нужно? Это просто лишнее дело, лишняя трата денег и лишняя показуха. Стыд таким священникам и пасторам, которые это делают, якобы всё нормально. Люди должны жить в завете с Богом, если они хотят, чтобы Бог присутствовал в их брачном завете. То, о чем я сейчас говорю, очень важно. И потому я отвечаю определённо, в категорической даже форме: «Нет!» Хлебопреломление нельзя преподавать детям, нельзя преподавать прихожанам, посторонним людям просто потому, что они как-то чувствую себя не комфортно: рядом человек в церкви участвует в хлебопреломлении, другой не участвует. Это надо объяснять с кафедры. Объяснять понятно и прямо. Если вы состоите в завете с Богом посредством водного крещения, сохраняете хорошие отношения с Богом, пожалуйста, участвуйте в этом служении. Если нет, значит, нет.