Вопрос непростой, на который не ответишь однозначно: «Хорошо отношусь к кальвинизму» или «Плохо отношусь к кальвинизму», потому что я думаю, что какая-то часть Жана Кальвина живёт в каждом из нас. Вопрос только в том, где пролегает эта тонкая грань? Если бы вопрос был между чёрным и белым, как, допустим, другие вопросы в Библии, которые очень ясно освещены, как чёрное и белое: не кради, не прелюбодействуй, не убивай, не произноси имени Бога напрасно и т. д.. Но этот вопрос теологически сложный, не простой. Потому мы, например, даже готовимся к серьёзному, продолжительному диспуту нас в церкви и мы хотим пригласить людей, сторонников ярко выраженного кальвинизма. И мы будем об этом говорить, потому что это больше и больше захватывает христиан нашего времени, особенно в баптистских кругах. И многие уже бьют тревогу по этому поводу. Потому я понимаю Ваш вопрос, но хочу сказать, что это долгий теологический спор. Не думаю, что у нас сейчас время вдаваться в детали и изучать этот момент. С одной стороны, Бог суверенен. И с другой стороны, Бог Свою волю открывает людям, оставляя свободной волю людей. Но я понимаю, что от моей воли и от моего решения очень много зависит. Ни в коем случае никогда не соглашусь с тем, что моя воля ничего не значит. Это грубейшая теологическая ошибка. Это паралич воли человеческой утверждать, что всё зависит от Бога и от тебя ровным счётом ничего не зависит. Никогда я не стану на такую позицию. И в таком случае я противник кальвинизма с таким углом зрения. Но, с другой стороны, я понимаю крайность, когда Бога свели к формуле и сказали: «Раз, два, три! Если ты это скажешь, если ты это исповедуешь, Бог нанят у тебя на работу, как я слышал учение некоторых людей, и всё в твоих руках. Бог не может отказаться от Своего слова. Бог не может. Бог не может. Бог не может. Верующий всё может. Верующий, что скажет, что закажет, что споёт…» Это тоже ошибка и это тоже крайность. Моя точка зрения, если суммировать весь этот наш короткий разговор и попытку ответить на Ваш вопрос, – мой выбор, моя свободная воля ограничивается волей Божьей. Я не могу выбирать за пределами воли Божьей. Я могу, но я тогда богопротивник. Ева могла сделать выбор за пределами воли Божьей, её никто не ограничивал в этом. Более того, это Бог оставляет волю человека свободной даже уйти от Него. Христос сказал: «Не хотите ли и вы уйти?» (Ин. 6:67). Но мы, говоря о богоугодной жизни, о старании угодить Богу, понимаем, что самым разумным, как человек может благословить свою жизнь, – это мой выбор в воле Божией. Это похоже, как девушка делает выбор выйти замуж за молодого человека или отказать ему, но её выбор ограничивается его выбором. Он – инициатор предложения. Сам факт того, что этот молодой человек пришёл к ней и открыл своё сердце, и объяснился её в любви, говорит о том, что она получила возможность делать свой выбор. Она так же свободна, как и он, но её выбор – это реакция на его выбор. Она может ему отказать, а может и согласиться. Она свободна, но её выбор – это реакция, повторюсь, на его выбор. Так я понимаю свободу своей воли на территории воли Божией. Я могу быть послушным Господу, могу быть не послушным Господу, могу уйти от Господа. Но очень важно знать Его волю обо мне и действовать в соответствии с Его волей обо мне.
Отвечено в прямом эфире за 31 августа 2012 г. на 1 час 19 мин