Сергей, Вы и откровенны, и смешной. Здесь несколько моментов. Во-первых, меня, как бы, смущает, откуда такое вот заявление, что: «…в свободных церквях братья допускают…» Я не знаю, о чём Вы говорите. Я думаю, что Вы очень необъективны, потому что это не имеет никакого отношения ни к свободным, ни к более консервативным церквям. Это имеет отношение к самому человеку, как он себя ведёт и как он поступает. Разница только в так называемых, как Вы их окрестили, свободных церквях в том, что там больше дают человеку свободы выбора, выбора самостоятельного. В то время, как в более консервативных церквях, это, так скажем, пресекают на официальном уровне, взыскивают, наказывают, позорят публично. Но это только в методике, но никто такого не допускает, я знаю. Потому разница вся в том, что в этих, как Вы называете, свободных церквях воспитывают чувство ответственности у самих людей. И сами люди должны понимать, что они несут ответственность перед Богом, потому что ответственность пастора ограничена. Ограничена тем, чтобы он правильно наставлял, правильно учил людей. И не более того. Далее люди должны нести ответственность, каждый за свои поступки. Вот и всё. Но я не верю, что по-другому учат или по-разному видят эту ситуацию. Во-вторых, если касаться периода или этапа жизни, когда молодые люди дружат, и как должно себя вести, и где пролегает граница, то я бы отметил такие моменты. Опять же, каждый несёт ответственность за себя: парень – за себя, девушка – за себя. Большой ошибкой является верить: «Я ему так доверилась. Я ему так доверяла, что он порядочный человек, а он так меня обольстил, и всё закончилось так позорно и так плохо». Или парень говорит: «Я надеялся, я думал, она мне казалась такой благочестивой христианкой. А, в итоге, она меня так соблазнила, и я так низко пал». Слушайте, вы что делаете? Вы на кого пытаетесь вину свалить? Два государства: Россия и Украина, выстраивают демократические отношения и пытаются строить совместный взаимовыгодный бизнес. Каждое государство имеет свою границу. Есть граница межгосударственная, но есть пограничная зона со стороны Российской Федерации и есть пограничная зона со стороны Украины. Можно сказать: «Зачем? Вы что, не доверяете друг другу?» Ну, это уже вопрос тонкий. Это ответственность каждого государства – охранять свою собственную территорию. Я считаю, что здесь каждый человек должен, обязан соблюдать сам свои принципы перед Богом, потому что мы несём ответственность перед Богом. Каждый несёт ответственность за то, как себя ведёт и как поступает. Следовательно, как же поступать, и где пролегает граница? Здесь, опять же, пролегает очень тонкая грань. Люди, которые действительно воспитаны и благочестивы, могут себе позволить обнять девушку, взять за руку. Они могут себе позволить поцеловать в щёчку на прощание или при встрече в момент свиданий. Есть люди, которым официально, категорически, под угрозой церковного взыскания запрещено, я знаю такие церкви, прикасаться даже к руке. И, между тем, и первые, и вторые остаются людьми, абсолютно одинаковыми людьми. И если кто-то больше дистанцируется или воздерживается от физического контакта, то это никак не говорит о том, что он не развивает в себе этих желаний или он не стремится к этому. Я, разумеется, сторонник того, о чём и Библия учит, – быть как можно осторожнее в этих отношениях, потому что мы понимаем, что душевная близость поздно или рано перетекает в физическую близость, то есть тебе хочется обнять, тебе хочется прижать, тебе хочется сказать ласковые слова, и так далее. Здесь очень трудно провести границу, где действительно человек считает, что он не нарушил законов целомудрия. Я знаю людей, которые испытывают на своей совести сильные осуждения и обвинения. С некоторых и обеты берут, и разными путями связывают человека, чтобы он как бы не вырвался, потому что он весь такой страшный, весь такой страстный. И его надо всеми возможными путями обуздать и уберечь от падения. Но Вы знаете, если мы растим таких зверёнышей в заповеднике, то они совершенно не предназначены для настоящей, взрослой жизни. Они растут в тепличных условиях. И только ты снял эту клеёночку, солнышко пригрело, и ты видишь, что он не готов к реальной жизни, к ветрам, к штормам, к соблазнам, потому что жизнь полна всем этим. Я как раз сторонник того, чтобы воспитывать в людях самостоятельность, хождение перед Богом, зрелость. Кто такой зрелый, самостоятельный человек? Это человек, который умеет отличать худое от доброго, и избирать доброе и отвергать худое (Ис. 7:15). Это показатель зрелости. Я процитировал Вам Библию. Ещё раз, два фактора. Первое, он достаточно зрел и умеет самостоятельно в себе определить, что плохо и что хорошо. Ребёнок не может этого сделать. Зрелость же определяется тем, что человек может разобраться: «Это плохо кончится. Это добром не кончится». Человек достаточно развит в своей воле, чтобы своим волевым решением самому себе определить границу и сказать: «Я избираю доброе. Я отвергаю худое. Это во благо не будет». Это зрелость. Повторяюсь, я считаю, что это вопрос личный, вопрос перед Богом. Но особенно, если этот человек – лидер. Особенно, если этот человек в служении. Особенно, если этот человек примерный. Разумеется, на него смотрят, на него равняются, разумеется, он задаёт тон в своём поведении. Я вот даже анализирую свою жизнь. Я часто ссылаюсь на себя. Я за 17 лет нашей совместной жизни с Жанной могу вспомнить два, может быть, было три случая, когда я уединялся где-то с представителем противоположного пола. Что я имею в виду под уединением? Допустим, помню, был в Киеве. Позвонила женщина с телеканала: «Нам нужно срочно встретиться». Ну, где мы встретимся? Я вышел на Крещатике, и мы сели в кафе прямо на Майдане Незалежности в центре Киева. Мы взяли по чашечке кофе, говорим. Людное место. Центр города. Заходит несколько мужчин, братьев, какая-то делегация из Казахстана: «О, Александр!», и подходят ко мне. Я сижу с молодой дамой, которую я не знаю. И вот попробуйте объяснить теперь, и оправдайтесь, что я ни с кем не встречаюсь. То есть, я категоричен в этих вопросах, абсолютно, жёстко категоричен. И я в очередной раз себе говорю: «Этого делать нельзя». Даже если твоё сердце чисто, даже если ты абсолютно перед Богом прав, но есть ещё люди, которые на тебя смотрят. Ты для них образец. И я знаю и готов засвидетельствовать перед Богом, что моё сердце чисто, но людям ты этого не докажешь. Как сказал когда-то мой близкий друг Джордж Давидюк: «Сколько бы этот разбойник на кресте на Голгофе не каялся, как бы искренно он не осознал своей вины, Бог его простит, но люди – нет. Бог его примет в рай, но люди его не амнистируют». И я со всей ответственностью, со всей серьёзностью воспринимаю этот факт, что кроме Бога и кроме отношений с Богом, есть ещё люди. Есть ещё общество, которое вокруг нас. Услышьте меня все люди, которые особенно в служении: либо ты служитель домашних групп, либо ты на сцене поёшь, либо ты проповедник, либо ты занимаешься молодёжным служением! Есть Бог и отношения с Ним, но есть ещё и люди, общество. И я против того, чтобы люди уединялись, были вдвоём, чтобы подвергали себя нареканию, разговорам. Будьте целомудренны и на личном уровне, и, особенно, на общественном уровне перед людьми. Благослови Вас Бог в этом!
Как нужно вести себя молодому парню, христианину, который любит девушку? Можно ли ему касаться её, целовать, обнимать?
1 вопрос. Дорогой, Александр, спасибо Вам за то, что Вы не забываете нас, простых парней и девушек! Дайте ответ, как нужно вести себя молодому парню, христианину, который любит девушку? Можно ли ему проявлять свои чувства, то есть, целовать её, обнимать? Или это будет грехом прелюбодеяния? Иногда так хочется обнять её и прижать к сердцу крепко-крепко и вдохнуть запах её волос. Поймите, для меня это очень важно.
– Сергей.
2 вопрос. Здравствуйте! У меня вопрос. Почему в свободных церквях братья допускают в дружбе между парнем и девушкой целование и обнимание? Ведь в Библии Апостол Павел писал: «…хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7:1-2). Это же грех: целование и обнимание за всякие места?