Есть ли разница между гневом и вспыльчивостью? Является ли гнев грехом? Можно ли удерживать порывы гнева или вообще исключить гнев из качеств характера?

Гнев и вспыльчивость. Есть ли разница между этими двумя явлениями? Является ли гнев грехом? Можно ли владеть собой, то есть удерживать порывы гнева или поток гнева? Можно ли вообще исключить гнев из качеств характера?

СЕРГЕЙ: Гнев – это нормальная реакция. Вспыльчивость и гнев стоят радом. Вспыльчивость – это мгновенный гнев, быстрая реакция на что-то. Некоторые быстро заводятся и быстро тухнут. Другие – быстро заводятся, но долго тухнут. Вспыльчивость – это когда человек вспылил, покаялся и остановился. С такими людьми проще. Хуже, когда человек внутри разгневался, улыбнулся, закрылся, обдумал и ударил в спину. Вот это тяжелее, потому что спланировано. Это жестоко, конечно. Является ли гнев грехом? Во-первых, Бог обладает гневом. Насколько я помню, в Библии до 80% говорится о гневе и гневе Божьем, что Бог обладает гневом, яростью, и это является Божьей сущностью. В этом нет греха. Его гнев праведен. И я верю, что творя нас по образу и подобию Своему, Он наделил нас и этим качеством. Я знаю, что некоторые думают, что гнев – это неправильные вещи. Некоторых, наоборот, нужно, чтобы зацепило это, потому что, видя несправедливость, они молча уходят в сторону. Равнодушие, беспечность. Это неправильная реакция. «Не буду расстраиваться. Не буду нарушать мир. Не буду грешить». Может, иногда, и нужно сказать твёрдо и строго.

АЛЕКСАНДР: «Не хочу нарушать свой внутренний мир». Всегда ли это оправданно? Стать в стороне, чтобы не нарушать мира. Вот человек очень миролюбивый. Всегда ли такая позиция оправданна?

СЕРГЕЙ: Чаще всего такая позиция – это позиция не миротворца, а мирохранителя. Это позиция эгоиста. Именно эгоиста, который не хочет напрягаться ни одной эмоциональной извилиной, ни одной внутренней борьбой. Он отошёл в сторону, хранит свой внутренний мирок и понимает несправедливость: «Пускай это продолжается. Я буду стоять в стороне». Это ненормальная реакция. Написано: «Иисус воззрел в гневе». Гневаться нормально, но гневаться правильно. Возникновение многих эмоций вообще не подвластно нам. Ну, например, попробуй сейчас испугаться. Или, попробуй не испугаться, если тебя мгновенно испугать. Гнев – это совершенно естественная мгновенная реакция на что-то. И потому её возникновение контролировать нельзя. Кстати, гнев – это не только эмоция, но и реакция нашего тела. Реакция гнева и страха мгновенно приводит наше тело в боевое состояние. Быстрый впрыск адреналина, зрачки изменяются. Ум, слух и другие вещи обостряются. Человек готов атаковать или бежать. Почему нам бывает так трудно успокоиться, когда мы испугались, или когда возник гнев? Почему мы, когда взорвались гневом, чувствуем себя потерявшими энергию и обмякшими? Потому что это не только эмоция. Это мгновенная готовность организма, тела нашего действовать: атаковать или бежать. Поэтому с такими эмоциями, как гнев и страх, трудно справляться сразу и отойти от них трудно. Нужно куда-то эту энергию, эту боевую готовность деть. А как мы с ней справимся, уже полностью зависит от нас. И за это именно мы ответственны.

АЛЕКСАНДР: То есть получается, то ли человек рождён свыше, наделён новой природой, то ли человек всё ещё не знает Бога или находится в состоянии греха, сама реакция на какие-то происшествия, на какие-то ситуации житейские в том и в другом присутствует?

СЕРГЕЙ: Это нормально. Разве наше тело после рождения свыше меняется?

АЛЕКСАНДР: Но эта реакция может быть разной в зависимости от природы человека?

СЕРГЕЙ: Да. Во-первых, нужна правильная реакция на что-то. От этого зависит благословение или проклятие, победа или поражение. Апостол Иаков, например, пишет, кстати, людям, находящимся в трудных ситуациях: «С великой радостью принимайте, братья, когда впадаете, падаете внутрь, окунаетесь в различные искушения, испытания, трудности, потрясения». Как «принимайте»? Принимайте. Как принимать? С радостью. С какой радостью? Великой. Почему? Эмоции отрицательные, но здесь уже играет роль разум, убеждения. Зная, видя, понимая, что может вот это плохое произвести в тебе, потому что ты можешь правильно реагировать на неправильные вещи. «…зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение опытность, опытность надежду…» И мы делаемся более совершенными.

АЛЕКСАНДР: Ещё раз. Вы зацепили очень важный большой пласт. «С радостью принимайте, когда вы попадаете в сложные ситуации, зная, что это может послужить вам во благо в конце. Зная это, принимайте сложные ситуации с радостью».

СЕРГЕЙ: Это, по крайней мере, идеальная цель, которой мы должны достигать.

АЛЕКСАНДР: Мы сейчас говорим о рождённом свыше человеке, который боится Бога, соблюдает Его заповеди. Как это практически? Человек оказался в сложной ситуации. Например, с ним несправедливо поступили на работе. В нём гнев, возмущение. Потом он вспоминает текст Писания, например, что любящим Бога, призванным по Его изволению всё, то есть абсолютно всё содействует ко благу. Как он должен совладать со своей первой реакцией: страхом, гневом, возмущением?

СЕРГЕЙ: Ну, во-первых, реакция первая нам, в основном, не подвластна. Это мгновение. Но потом, полностью зависит от нас, что мы делаем с ней. И за неё мы полностью ответственны. Именно здесь рождается правильный или неправильный путь. Это станет греховным или нормальным. Давай самый простой навык в практике. Что говорит мудрый Соломон? Первое, не на всякое слово, которое говорят люди, вообще обращай внимание. Мой совет, больше пропускайте мимо ушей, и это будет лучшее, что мы можем сделать. Особенно, когда нас очень хвалят или, наоборот, резко говорят нам. Ещё не ясно, что лучше, критика или похвала. Не на всякое слово обращай внимание, когда о тебе говорят люди. Почему? Ибо ты знаешь много слов, когда ты сам судил других. А первое, чтобы не слушать раба твоего, когда он злословит тебя. Но даже, если внутри тебя возникает агрессивная реакция, пойми, что ты тоже не совершен. Ты знаешь, как это работает. Просто пойми другого также. Это первая часть.

АЛЕКСАНДР: Мне тоже думается, что очень важно иметь самооценку, основанную на отношениях с Богом, потому что если нет прочных, настоящих отношений и нет твёрдого знания, как Бог в Иисусе Христе относится ко мне, тогда мне нужна какая-то дополнительная опора в жизни. Я ищу то ли авторитетных людей, то ли как-то обосноваться в жизни, чтобы «удержаться на плаву», потому что мне очень трудно. Я вспоминаю историю с Апостолом Павлом, когда шторм их выбросил на берег. Было холодно, и они разожгли огонь. Они радовались, так скажем, жизни, и вдруг змея повисла на руке у Павла, и написано, что эти туземцы сразу сказали: «Он, наверное, человекоубийца, потому что от шторма спасся, а здесь явно суждено ему умереть». Туземцы пытались оценить пленников. И вот вывод! Какая быстрая оценка человека и умозаключение: «Он – убийца!». Там даже написано: «Верно. Человек этот убийца». То есть всё, вопросов нет, змея на руке, убийца. А потом Павел сбросил её в огонь, и написано: «Они переменили мысли свои и подумали, что он бог». Как быстро меняются мысли человека. В течение какой-то маленькой минуты. Ну, ладно, это туземцы. А если сам человек собирает отношения к себе и пытается на них обосноваться, тогда его почва очень слабая. Мне кажется, что вот в том христианство и имеет силу, что мы уверовали в любовь Божью, что любовь Божья излилась в сердцá наши Духом Святым. И мы на этом стоúм. И не могут нас ни скорбь, ни теснота отлучить от любви Божьей во Христе Иисусе. Скорби, теснота, несправедливости. Их очень много в жизни, и они, наверное, ставят целью просто выбить из нас эту площадку. Наверное, самый часто задаваемый вопрос: «Если бы Бог меня любил… Если бы Бог существовал… Он бы не позволил этому быть». Вот эти мысли доказывают, что человек не укоренён в любви, не утверждён в любви. В нём сразу же обстоятельства сеют сомнения. Он не укоренён. Он не уверовал в любовь.

СЕРГЕЙ: Как консультант, я выдам тайну. Когда человек говорит о чём-то, я слушаю не то, что он говорит даже, а то, как он видит мир. Скажи, каким ты видишь мир, и я скажу обо всех твоих внутренних проблемах. Потому что мы смотрим на мир сквозь призму нашей сущности.

Похожие вопросы:
Приложение ASIM