2.43K
Views

— Александр, расскажите, пожалуйста, немного о Вашей семье, в которой Вы родились и выросли.

— Я вырос в обычной семье верующих в Бога людей и представляю третье поколение христиан в своем роду. Мой отец в свое время провел в заключении пять лет, отбывая наказание за свои убеждения и веру в Бога. Это в большой мере повлияло на мое формирование, сделав меня особо принципиальным в вопросах веры.

Мои родители не были узко консервативными людьми, прививали нам любовь к труду, к природе, уважение к старшим и милосердие к нуждающимся. Ни одна проповедь не способна в такой мере повлиять на молодого человека, как чувство долга перед делом своих отцов. Осознание причастности к корням и преемственность веры, «однажды преданной святым», наделяет особым рвением и ответственностью пронести знамя, не подвести на своем участке служения. я был семнадцатилетним парнем, когда писал в своем дневнике:

Свидетельства их жизней кровью
Писались в стенах мрачных камер.
Давайте же поддержим по-сыновьи
Их знамя веры нашими руками.

Уже тогда я в какой-то мере чувствовал себя патриотом своего народа и Божьего Царства на земле.

— Вы одаренный человек: пишите стихи, прозу, публицистику, ведете радиопрограммы и телепередачи, художник… Какую роль в Вашем формировании играла Ваша семья, какую – школа, учителя?

— Все играло роль, но сопутствующую. Скорее создавало или представляло среду для развития, но ни первое, ни второе, ни третье не могло быть достаточным, если исходить из духовных запросов, которые возникали в недрах моего сердца. Я никого не желаю обидеть, однако должен сказать правду, что хороших 90 процентов формирования моей личности связаны непосредственно с духовными переживаниями от общения с Самим Богом. Моя юность претерпевала бурные процессы. Я мог впадать в отчаяние, замыкаться, огорчаться, мог подолгу страдать от бессилия понять самого себя или расстаться со своими кумирами. Я рано пришел к осознанию бренности бытия, которое перетекало в апатию и даже депрессию, ведущую в окончательный тупик. Еще тогда я понял, что творение не может себя отыскать, а значит, и объяснить за пределами Творца. Парадоксальным было то, что я верил в Бога с детства, посещал церковь, молился и читал Библию. При этом я глубоко переживал непреодолимое чувство потери. Сегодня я могу уверенно сказать, что именно в этом кроется причина неудовлетворенности и несостоятельности многих людей, родившихся в христианских семьях. Мы никогда всерьез не говорили и не прививали чувство ответственности за призвание, в котором как раз и кроется первопричина нашего существования. Кто-то из философов сказал, что самое ценное, за что человечество обязано Творцу, это – причина. Ошибочно думать, что, встречаясь с Богом, мы обретаем смысл жизни! Встречаясь с Творцом, мы обретаем возможность найти себя в Боге через призвание. Эти открытия взаимосвязаны между собой. Только встречаясь с Творцом, мы встречаемся с нашим подлинным «я». Мое чувство достоинства росло всякий раз, когда я угождал желаниям Духа. Я слышал в сердце это свидетельство: «Хорошо, добрый и верный раб». Все внутри пело, плавилось, таяло оттого, что я смог угодить Богу. В эти минуты мне стало открываться Писание, что вера – не что иное, как реакция (послушание) в ответ на задание, на слово, исходящее из уст Божьих. Что вера от слышания! Да, именно от способности слышать Бога. Что так бывает со всяким, рожденным от Духа, что «овцы Мои слушаются голоса Моего». А дальше приходило осознание праведности, которая вменяется независимо от дел, а только благодаря вере: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Я вдруг понял, почему без веры угодить Богу невозможно. А всякий раз, когда ты пытаешься делать то, что невозможно, ты раздражаешься и впадаешь в уныние. Если же ты, как Енох, имеешь внутреннее свидетельство, что ты угодил Богу, жизнь превращается в праздник. Эти откровения Слова и практическое послушание тому, что Бог говорил в моем сердце, развивали меня стремительно. Было чувство, что я нашел золотую жилу, попал на орбиту, что я больше не метеорит, не звезда блуждающая. Я планета, которая вращается вокруг Вечного Солнца. Я человек Божий. Я нашел себя.

— Вы стали проповедником и пастором, бываете на конференциях в России, Украине, Германии и других странах. С какими проблемами Вам чаще всего приходится сталкиваться? В чем чаще всего люди нуждаются, когда обращаются к Вам за советом, помощью?

— Люди могут называть тысячи различных «заболеваний», но в своем большинстве все проблемы физического и социального характера исключительно духовны. Доказано, что 70 процентов заболеваний желудка напрямую связаны со стрессами. Человек целостен в духе, душе и теле. Дух – его самая глубокая субстанция. «Светильник Господень – дух человека!» (Пр. 20:27). Важно понять, что церковь и общество в целом состоят из семьи, а семья из двух индивидуумов. Если каждый отдельный человек не будет развит на уровне духа, он не будет способен позаботиться о своей душе, то есть в нем произойдет разбалансировка эмоций, он не сможет обладать достаточной силой воли и ответственности; его разум, не утвержденный на вечных основах, потеряется в бескрайних философских просторах. Что история? Что символы или национальные идеи? Они, как берег, должны служить только для того, чтобы от них оттолкнуться и плыть к новым, своим, горизонтам. В противном случае мы – перегной на полях исторических процессов. Дух человека может утверждаться только на вечных основаниях, то есть на уверенности Божьего замысла о нем. Ничто другое не удовлетворительно для внутренних запросов человека. Только духовно здоровый человек является предпосылкой для здоровой семьи, церкви и нации.

— Не кажется ли Вам, что сатана очень целеустремленно и последовательно разрушает институт семьи? И что молодые семьи имеют большие проблемы именно потому, что не исполняют заповеди «Почитай отца и мать…»?

— Заповедь о почитании, то есть уважении, неразрывно связана с требованиями Писаний: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф. 6:4). Уважение естественно, как жажда, его невозможно навязать, его можно только вызвать или пробудить. А значит, вопрос не только к детям, но и к отцам. Бог наказывает ВИНУ ОТЦОВ в детях (Исх. 34:7), понимаете? То, что происходит в судьбах детей, в большинстве случаев происходит по вине отцов.

Разумеется, я понимаю, что Бог может наслать «посольство злых ангелов» (Пс. 77:49) на буйных, непокорных и грешных. Несомненно, сознательное противостояние Богу и нарушение заповеди о почитании родителей оборачивается трагедией для многих молодых людей, однако бесчестно – во всех случаях возлагать вину только на детей за их неустроенную жизнь, страдания и даже несвоевременную смерть. Как говорят в народе? «Яблоко от яблони недалеко падает». В молодежном экстремизме проявляется наша скрытая взрослая несостоятельность. Дети и есть НАШЕ настоящее лицо.

Поэт Евтушенко писал:

«Возможен ли на свете
твой двойник и мой двойник?
Лишь только в наших детях».

В любом случае эти все молодежные потрясения не могут существовать в отрыве от взрослых! Отказываюсь такое признать.

— Вы написали книгу о проблемах детей верующих родителей «Заступитесь кто-нибудь!» Само название звучит, как крик отчаяния. Неужели все так плохо?

— Плохо. За последние 18 лет мне выпал жребий служить в сотнях славянских церквей, а значит, быть причастным к тысячам людских судеб. Если бы можно было пересказать хоть десятую часть тех исповедей, которые мне пришлось услышать от молодых людей, родившихся и выросших в «образцовых» христианских семьях, то для многих эта книга могла бы стать самым большим преткновением на пути в церковь.

На самом деле проблема далеко не в детях, а в лицемерии на святом месье, которое и вынудило целое поколение жить по двойным стандартам. Мы, отцы и наставники, не призывали своих детей к личной ответственности перед совестью, не прививали чувства самостоятельности перед Богом. Мы бросили все силы на то, чтобы отрабатывать этику их поведения, а не этику характера. По большому счету, нас интересовал имидж внешний: «Что скажут люди? Не позорь моей фамилии! Одевайся как знаешь, только не в церковь». Мы сами определяли для них границы и формы поведения, круг понятий, как для умственно отсталых. И хотя это касается далеко не всех, я в целом делаю такое заключение о состоянии наших традиционных церквей.

— Вам не кажется, что даже самые «правильные» книги о семье и браке вносят сою лепту в разрушение устоев семьи? Например, во всех книгах, а я говорю только о консервативных, «библейских», произведениях на эту тему, авторы настоятельно рекомендуют молодоженам не позволять родителям вмешиваться в их семейную жизнь. То есть молодые призваны во всех вопросах «заново открывать Америку»: в вопросах взаимоотношений, воспитания детей и так далее. Что Вы как пастор об этом думаете?

— В государстве с двумя потенциальными кандидатами на пост президента проходят выборы, и избирается один из них. Если не так, в стране неизбежна гражданская война. Треглавых драконов и двуглавых орлов в природе не существует. Дети должны повиноваться родителям, но с момента замужества жене глава – муж, а не отец или мать. Да и само рождение новой семьи предполагает, что человек прежде оставит отца и мать, и только после этого прилепится к жене. Мы уже знаем, что породила система колониализма, когда «опытные и цивилизованные» белые европейцы вторглись в первобытные племена аборигенов, обитавших на своих землях. Кроме насилия и разрушения их этноса, ничего хорошего.

Более того, в любом воспитательном процессе принципы отделить от методов и позволить каждому поколению применять свои личные методы для насаждения общих принципов. Мудрость в том, чтобы вечное и непреходящее адаптировать в рамки времени, в котором мы живем. Именно потому и неизменное Божье Слово многократно переводится на постоянно эволюционирующий язык людей. Каждое поколение – продукт своего времени, не говоря о том, что каждый отдельный ребенок в семье отличается от другого и требует особого подхода в воспитании. Иногда создается впечатление, что нас больше интересуют методы и традиции, чем сами дети, потому мы и готовы жертвовать взаимоотношениями ради понятий.

Потому я как раз сторонник того, что ребенок больше Америки! И потому каждая отдельная семья – это отдельная Америка, и я для себя открываю ее не заново, а впервые.

— Проблемы в воспитании детей нам понятны. В большей или меньшей степени. Какой выход Вы предлагаете семьям и церквам?

— Рассудите сами, сколько Аврааму нужно было веры в Бога, чтобы отдать сына в жертву и понимать, что именно там, на жертвеннике, он его сбережет, а, сберегая его самостоятельно, потеряет. Все усилия сберечь детей самостоятельно закончатся их потерей.

Родители, мы сами не верим Богу! Вот мой вывод. Я не отступлюсь от убеждения: наша вина – в нашем неверии. Неверующий никому не верит и «Бога представляет лживым», а любовь «всему верит»! Аллилуйя! Из-за того, что мы Богу не верим, мы и не вверяем Ему детей. Мы и детям не верим, и потому у неверующего один выход – подозревать всех во всем! И спасать! Спасать самостоятельно! Именно самостоятельно! Мы верим в искупительную жертву Христа, но мы не доверяем Богу в его умении так спасать, как мы спасаем.

Все это вызывает так много вопросов. Вот мы, родители, ведем детей по жизни, уверенно держа за руку. Нам ведом путь. Мы опытны. Каков же конечный пункт нашего назначения? Куда мы их ведем? Верно, ко Христу! Дальше Он становится Путем и Путеводителем одновременно. Покорение самого себя Христу вопреки просьбам или требованиям родителей – наиболее сложный процесс в становлении молодого христианина. Кровные узы сильны, и «враги человеку домашние его».

Молодой человек буквально разрываем на части. В нем просыпается необходимость лично искать путь, и он усердно просит Бога вести его в нужном направлении. Он прислушивается к еле слышному голосу внутри и делает первые шаги веры в послушании. Он испытывает невообразимую радость от этого еле ощутимого пульса в личном общении с Богом. Он начинает впервые следовать воле Божьей сердцем, в то время, как в детстве всегда следовал воле родительской. Здесь и происходит борьба за власть между родителями и Богом. Но разве не мы, родители, вели его ко Христу? Разве не об этом были наши молитвы? Разве не в этом заключалась наша самая большая мечта?

— Какой совет Вы даете детям, подросткам и молодым людям в Ваших проповедях и программах?

— Важно прийти к осознанию понятия «веры, ОДНАЖДЫ ПРЕДАННОЙ святым». Это свидетельствует о том, что со стороны Бога вера передана людям однажды, а со стороны человека вера должна быть у каждого своя. Основной концепцией преемственности является способность передачи веры от родителей детям.

«Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим. 1:5).

Апостол Павел, говоря столь возвышенно о вере Тимофея, подчеркивает, что эта вера не является чем-то самостоятельно-независимым, напротив, она ПРЕЖДЕ ОБИТАЛА в его матери и бабке. Следует предположить, что в семье верующих родителей вера может только передаваться, а не наследоваться детьми непосредственно. Она приходит от Бога, но через родителей, и не может прийти от Бога, минуя родителей, как это происходит у всех остальных людей, родившихся в нехристианских семьях. Однако спасение – не мышеловка, из которой нет пути обратно.

Мой приход в мир посредством родителей-христиан – это не мой выбор, но продолжать мне дело моих предков-христиан или нет, выбираю я. Таким образом, родиться в христианской семье – это не ограничение в правах, а привилегия, которой удостоился далеко не каждый.

Спасибо, Александр, за беседу!

Беседу вел Вальдемар Цорн
Журнал «Вера и жизнь»

(2425)

Заступитесь кто-нибудь!

| Интервью | 0 Comments

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>