1.37K
Views

ФЕНОМЕН СЦЕНЫ или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ ПРОПОВЕДИ.
(краткое пособие для проповедников)

В этой статье найдете некоторые советы для проповедников. В течении двадцати лет моего служения я наблюдал, анализировал, конспектировал, получал вразумления от Бога, как служить проповедью наиболее эффективно, как, не повреждая Слова, не потерять внимание аудитории и не оказаться шутом в ответ на капризы людей.

— Александр Шевченко

1.ДИАЛОГ или МОНОЛОГ

И в первом, и во втором случае человек разговаривает. Почему же монолог значительно сложнее диалога? На это есть несколько простых объяснений:

1. Диалог продолжается ровно до тех пор, пока в него вовлечены или в нем заинтересованы обе стороны. Монолог же, из вежливости к говорящему, может продолжаться значительно дольше, чем представляет настоящий интерес. 

2. Диалог оживотворяется за счет реакции собеседника. В большинстве случаев диалог хаотичен, и этим наиболее интригует. Диалог — это импровизация мысли. Монолог — это в основном игра по нотам. Довольно часто это — чтение по бумаге или заранее подготовленная или даже выученная наизусть речь.
Монолог дается не всем, а только некоторым. Искусство проповеди состоит в том, чтобы монолог превратить в диалог, научившись слышать или чувствовать аудиторию, и направлять ход мысли в ответ на реакцию зала. Опять же, из вежливости, слушатель обычно не высказывает отрицательной реакции совершенно, и этим усугубляет ситуацию. Следовательно, проповедник должен быть, как медуза, не имеющая глаз и ушей, но продвигающаяся вперед исключительно интуицией. Самая грубая ошибка проповедника — это использование кафедры для разжигания личных амбиций. Я называю это словесным самоудовлетворением. Вместо удовольствия, получаемого от общения с аудиторией, эгоистичный спикер получает его сам за ее счет.  

Итак, далеко не все умеют вести монолог. Как видим, это не только правила поведения на сцене, но прежде духовная позиция выступающего. Давай ответ, только выслушав собеседника, даже когда он молчит — Пр.18:14. Не существует большего унижения за кафедрой, чем заподозрить, что люди больше не желают тебя слушать.

За исключением некоторых проповедей, практически все слова Иисуса были актуальными только по причине того, что Он говорил в ответ на мысли и вопросы общества. «Симон, имею нечто сказать тебе» — эта речь не могла быть приготовлена заранее. Иисус был очень внимательным человеком. «Я видел тебя под смоковницею»; «О чем, идя дорогою, вы разговаривали?» и т.д.

2.МЫСЛЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Каждая высказанная мысль должна быть детищем конкретного произведения. Я часто слышу мысли, которые были адаптированы, которые не принадлежат семье. У них другой отец. Бывает такое, что мысль настолько соблазнительна, что проповедник только тем и занят, что ищет ей место в своей речи. И даже решается сказать целую проповедь ради этой мысли.

Я вспоминаю, как однажды присутствовал на богослужении, где оратор (его нельзя было воспринимать по-другому) был настолько восхищен собственными изречениями, что в конце своего выступления воскликнул: «Во имя святой мысли встанем на ноги». Каждая мысль в твоей речи должна быть одним из органов тела, являясь естественной составной частью целого.

Иногда складывается ощущение, что некоторые проповедники не знают, какой из трех имеющихся костюмов надеть и потому пытаются надеть все три одновременно. Особенно ярко это видно у заезжих проповедников или евангелистов. Используя свою редкую возможность выступить перед аудиторией, они, как царь Иезекия, показывают СРАЗУ ВСЕ свои сокровища. Они прыгают от одной темы к другой, стараясь выдать все свои лучшие мысли, собранные за все время своего служения. Да, это впечатляет, как будто ты съел вкусное кремовое пирожное. Но десерт не может заменить обеда, он может быть только составляющей частью такового. Не надо кормить людей лакомствами. Этот трюк проходит только в детстве. Зрелый христианин ест серьезную пищу, а не конфеты.

Нельзя увлекаться афоризмами! Нельзя строить проповедь, отталкиваясь от меткого выражения, да еще позаимствованного у кого-то. Кто-то пешком пришел к новому открытию, поэтому ему и прилично говорить об этом. А мне — не прилично. Это меня оглупляет, и я сам себя унижаю на фоне чужих достижений, когда цитирую массу чьих-то метких афоризмов.

Да, я признаю мудрость других и также цитирую чьи-то мысли, но только в том случае, когда самостоятельно смог отыскать тропинку к тому же открытию. Только тогда в дополнение могу, упомянув имя автора, процитировать его афоризм.

3. «ИМЕЮ НЕЧТО СКАЗАТЬ»

Всякий раз, начиная говорить, мы должны помнить, что несем ответственность за свои слова. Языком можно благословлять Бога и проклинать людей, можно говорить к расстройству слушающих, а можно доставлять благодать слушающим. Можно говорить о том, что производит споры, а можно говорить о том, что назидает в вере.

Иисус не планировал проповедовать в доме Симона. Он был зван на ужин, а к проповеди Его вынудил сам хозяин дома. Когда грешная женщина повела себя неожиданно странно в присутствии гостей, Иисус вдруг почувствовал реакцию Симона. Определив его внутренние сомнения и даже негодование, Иисус построил свою речь в ответ на создавшуюся ситуацию, как опытный врач. Он отреагировал на заболевание значительно раньше, чем это ощутил сам пациент.

Проанализируй поведение Иисуса, и определи сам, каким образом Он подходил к проповеди.
«Имею нечто сказать тебе» (Лук.7:40)

«глаза всех в синагоге были обращены на Него, тогда Он сказал…»(Лук.4:20)
«увидев как богатые клали много денег в сокровищницу, Он сказал…»(Лук.21:1)
«увидев толпы народа, Он сжалился и …говорит ученикам»(Мф.9:36)

Иногда проповедники ломают голову над темой своей проповеди. Но Дух Святой всегда служит нуждам святого человека. Нет необходимости лечить здорового человека только потому, что у тебя профессия врач. Нет нужды проповедовать каждому встречному только потому, что ты евангелист. Входи в дом дверью. С кем бы ни встречался Иисус, Он знал все, что в человеке. Прежде чем Филипп привел к Нему Нафанаила, Иисус уже знал его мысли, когда тот находился под смоковницею, потому опередил его, и тот моментально уверовал.

Всякий раз, когда мы думаем и заботимся о людях и нас беспокоят их переживания и нужды, Дух Святой начинает служить им через нас. В течение нескольких минут можно определить человека за кафедрой. Служит ли он телу Церкви или говорит то, чем болеет сам. Нередко, обличая других, проповедники, сами того не подозревая, исповедуют свои собственные пороки.

Ответ один прежде всего я должен быть предельно внимательным к человеку, желая ему помочь. Только в таком состоянии я смогу услышать голос Божий и послужить людям. Я переживал это многократно: как только приходило состояние сострадания к ближнему, Дух Божий начинал говорить в моем сердце, и только тогда я «имел нечто сказать человеку».

4. ИМПРОВИЗАЦИЯ ОТКРОВЕНИЯ

Суть всякого начала заключена в откровении. Именно откровение из области духа способно завести эмоции души для его выражения или передачи. Дефицит в откровении! Оно зависит исключительно от Бога, но, как я сказал, откровение должно двигать обычных людей, чтобы они его выразили устно или письменно.

Все Писания богодухновенны, и писали их святые Божии мужи будучи ДВИЖИМЫ Духом Святым. Каким образом Бог через откровение может двигать человека? Я совершенно уверен, что вдохновение, берущее свое начало из откровения, раскрывается через интеллект автора. Я не думаю, что ап. Павел имел больше откровений, чем ап. Петр, тогда почему он написал больше посланий?

Мое субъективное мнение потому, что у Павла был значительно богаче его словарный запас. Он развил себя в этом. Он значительную часть своей жизни читал, слушал, учился, писал, исследовал и анализировал, тогда как Петр — ловил рыбу.

Проповедник должен в совершенстве владеть языком, на котором он проповедует, чтобы ясно, без напряжения доносить свою мысль. Но я должен сказать, что и в этом случае есть исключения. Бывают моменты, когда совершенно неграмотный проповедник или иностранец, используя свой скудный лексикон, говорит вдохновенно и достаточно увлекательно. Мои наблюдения показывают, что таким людям помогает их «немощь», т.е. полная зависимость от Первоисточника и как следствие этого — отсутствие в них смущения или стеснения. Утечка же вдохновения происходит, когда спикер полагаясь на свою эрудицию, желает блеснуть своими знаниями или умением выступать публично, — это может восхищать всего лишь разум слушателя, но никогда не способно затронуть его сердце.

Итак, что важно усвоить в этой ситуации:
Во-первых, — Откровение.
Во-вторых, — Вдохновение.
В-третьих, — владение языком, что поможет беспрепятственно выражать мысли.

Это уже искусство речи. Я верю, что проповедник должен прилагать большие усилия, чтобы как можно точнее подбирать слова, чтобы выразить свои чувства или передать настроение. Чем точнее он сможет это сделать, тем теснее его душевный контакт с аудиторией. Для этого, опять-таки, существуют слова-синонимы, т.е. разные по звучанию, но близкие по смыслу. И еще, одно дело — знать слово, другое дело — владеть этим словом, т.е. пользоваться. Например, когда я встречаю слово апелляция , я вспоминаю его значение. Но совсем иное дело — пользоваться этим словом в своем лексиконе.

Я наблюдал два интересных, на мой взгляд, явления. Первое. Самое восхитительное откровение, наполняющее мою душу вдохновением, моментально угасало, когда я (по необходимости) переходил с русского языка на английский. Причина проста я значительно лучше владею русским, чем английским языком. Но стоит мне предупредить собеседника, что я не американец, а мой родной язык — русский, стоит мне переступить через смущение или стыд, как меня вдруг пробивает, и я начинаю говорить значительно лучше, когда фокусирую сознание на откровении, а не своем европейском акценте.

Один мой знакомый, который много лет работал музыкантом по контракту во Франции, еще больше подтвердил мои наблюдения. Импровизация — это что-то удивительное, равное экстазу. Он был влюблен в гитару и занимался по 14 часов в сутки, иногда забывая поесть. Со временем он дошел до уровня виртуоза, когда мог играть на гитаре, держа ее не впереди себя, а за спиной. «Вот тогда, — сказал он, — когда я совершенно не думал об инструменте, я мог на все сто процентов сосредоточиться на вдохновении».

НАСТОЯЩИЙ ПРОПОВЕДНИК ОБЯЗАН:
1. хорошо владеть речью;
2. знать наизусть большое количество текстов Священного Писания и места их расположения;
3. понимать духовное значение писаний, чтобы применятть тексты в правильных местах;
4. переступить через себя, т.е. научиться перелючать сознание с внешнего на внутреннее не фокусируя
внимание на людях видеокамерах или других всевозможных помехах.

5. ИНДИВИД или МАССЫ?

Я много раз задавал себе один и тот же вопрос: в чем заключается феномен сцены? С чем связан такой перепад настроения между тем состоянием, когда я сижу в зале, и когда поднимаюсь на одну или две ступени, становясь за кафедру? Почему мне легко, когда я сижу затылком к людям, и невыносимо трудно, когда становлюсь к ним лицом? Каким образом из могучего глашатая истины я в одно мгновение превращаюсь в боязливого мальчика? Что за тайна кроется в сцене?

Сцена — это ринг. Проповедь — это бой. Напрасно полагать, что зал «за» тебя. Зал только «за» победителя! Потому, если выиграешь ты, люди тобой восхищаются. Если же ты проиграешь, над тобой смеются. Вероятно, отсюда и вся робость. Что еще характерно, так это твоя уязвимость. Как только ты дерзнул бросить вызов и встать за кафедру, у всех начинают «чесаться кулаки». Появляется азарт. Каждый в сердцах мечтает нанести тебе сокрушительный удар, т.е. оспорить тебя, победить. Покуда же нет таких смельчаков как ты, не с кем и состязаться в словопрениях или понятиях.

Люди мало спорят с Богом или Моисеем. Они боятся такого калибра. Но ты — один из обычных простолюдинов, потому и дразнишь их. С другой стороны, в этом и вся прелесть проповеди, когда пророк из своего отечества. Итак, я пришел к выводу, что в самой возвышенности сцены нет никакой магии. Проповедника смущает именно количество присутствующих. Ошибка его в том, что он говорит к массам, а надо говорить к личности. Если проповедник смог убедить одного человека, значит, он убедил каждого. Говорить к массам — говорить в никуда. Это то же, что молиться иконам. Говорить к человеку — то же, что молиться Богу. Так чего же ищет проповедник возможности говорить или возможности быть услышанным?

6. МОИ УСТАВЫ В ЧУЖОМ МОНАСТЫРЕ

Вне всякого сомнения, проповедник должен быть симпатичен своей аудитории. Если с первых минут своей речи он допустил неосторожность и этим произвел отрицательное впечатление, исход его выступления во многом предопределен. Слушатель сразу и надолго замыкается. Спикер, как духовная личность, должен четко знать свою задачу. Он не шут! Внимание аудитории — это не результат, а всего лишь прием. Когда ап. Павел говорил о приобретении душ для Божьего царствия, он видел в этом абсолютный смысл его земной миссии — «покорение вере язычников». Но апостол понимал, что это покорение не подразумевает экспансию, т.е. насильственное вторжение на чужую территорию. Он больше видел это в том свете, как молодой человек покоряет свою возлюбленную, подбирая ключи к ее сердцу. Следовательно, без малейшей иронии Павел осматривал «святыни» в Афинах, тем самым подчеркивая уважение к народу, который намеревался обратить в веру. В другом из своих посланий он пишет, что готов «для всех сделаться всем», чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых. И все это только ради Евангелия.
Подытожим сказанное. Допустим, ты уверен, что обладаешь истиной. Но, согласись, что человек совершенно не обязан тебя слушать и уж тем более следовать за тобой. Грубейшее невежество самоуверенных «глашатаев истины» оттолкнуло массы людей от Евангелия. Как раз наоборот, посланник Божий должен быть человеком народным, а не «святым». Если я боюсь грешника, тогда я не уверен в себе. Если же грешник боится меня, ничто не может больше унизить послание любви в моих устах. Я должен любить своего слушателя, понимать его, чувствовать и даже в какой-то мере быть на его стороне. Это благородно — быть на стороне Бога. Куда сложнее «для чуждых закона — быть, КАК чуждый закона, при этом не будучи чужд закона пред Богом». Поймите! Чем больше проповедник является народным любимцем, тем больше у него шансов реформировать свой народ.

Размышляя над этим, я склоняюсь к мысли, что Бог значительно умнее всех нас вместе взятых, потому что если наш протестантский экстремизм пытаться внедрить в языческие племена славянофилов, они бы никогда не пришли к вере. Потому мудрый Бог приближает русского человека к Себе прежде через православие. Да, возможно, это образ христианства более поверхностный, внешний. По крайней мере, я говорю о видимой стороне, т.е. храмах и службах. Но не думайте, что православие в наше время — это первая глава христианства на пути к протестантизму, ведь Бог не остановился и на Лютере. Его конечная цель — самостоятельно руководить жизнью верующего. Именно «водимые Духом Божьим суть сыны Божьи» (Рим.8:14)

Настоящий проповедник не боится вопросов. Напротив, он считает вопросы со стороны слушателей уже на половину победой , потому что нет такой провокации, с которой бы не справилась Истина. Слушателя необходимо столкнуть с реальностью правды, а не с собственным фанатизмом. Я, как проповедник, никогда не должен волноваться по поводу бурной реакции людей до тех пор, пока эта реакция на истину, а не на мое бестолковое выступление. Когда человек контр аргументирует истине, духовная логика и сила слова, несомненно, победит его плотскую хитрость. Следовательно, во время своей проповеди я периодически озвучиваю мысли слушателя, которыми он спорит со мной. И, беря его за руку, терпеливо веду к истине, т.е. объясняю ему его вопрос или несогласие. Так вел себя Иоанн Креститель, и довольно часто Иисус Христос:

«и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».(Матф.3:9)

«Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!»(Матф.12:11,12)

Проповеданное слово должно обязательно к чему-то привести. Открыть человеку глаза. Истину нельзя навязать, если человек не вместит ее добровольно, она окажется безрезультатной. «Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.»(Евр.4:2) Человек обольщен, но он ищет того же счастья, которым ты уже обладаешь. Следовательно, тебе необходимо спуститься с небес и терпеливо протаптывать тропинку, вести именно человека к счастью, а не наоборот, счастье — к человеку. В каждом из живущих Бог заключил мучительное чувство потери, которое непреодолимо, до тех пор, пока человек не найдет Творца. В конечном итоге Бог пришел к людям в лице своего Сына, чтобы Тот привел многих в славу. Заметьте Бог: не навязал Себя, Он Христа сделал Вождем спасения, Который указал путь к Жизни из лабиринта смерти.

Итак, вывод: проповедник — ловец людей! Невод наполняется разного рода рыбой, но отбирают только хорошую. При начале речи необходимо поймать всех и медленно тащить к основной мысли, которая однозначно должна обличать человека в его пороках, и предлагать ему выход. Таким образом, этот прессинг выдержат только кроткие, избранные. Т.е. отбор происходит совершенно естественно — или человек оставляет свои пороки, или пороки оставляют его вне избрания. Это происходит только при умении проповедника столкнуть человека с истиной, а не с собой. Если грешник уходит от меня, это плохо, если же от проповеданной мною Истины, я смог выполнить свою задачу.

«Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» (Матф.19:11,12)

Т.е. не все способны вместить истину, её нельзя навязать, но только самостоятельно принять или отвергнуть.

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, » (Деян.7:51-57)

Если слово Стефана, возымело такое действие на слушателей, то Стефан свою миссию выполнил. Те люди противились не человеку, а Богу. Это была их реакция на Божье Слово, а не на слово проповедника.

7. ПОНЯТИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ

На самом деле это довольно глубокий вопрос. Если, скажем, ученым-врачам удается понять причину какой-то болезни, у них появляется точка отсчета. Исходя из диагноза, врачи знают, по крайней мере, где искать ответ на проблему. В случае обнаружения необходимого лекарства, медицина решает проблему массово, одновременно для всех людей. Применим ли этот принцип и в духовном плане? Думаю, что да. Вопрос только в том, что в случае лечения тела участие пациента не обязательно, специалисту нет необходимости объяснять все детали проделываемых над пациентом процедур. Он просто вверяет себя в руки врача.

В ситуации же с душой наоборот. Я, как консультант, могу видеть проблему довольно четко, иметь на нее определенное решение, но окончательное слово — за самим человеком. Т.е. воля человека остается свободной, и он несет ответственность за свой выбор. А вот согласится человек принять мое лекарство или откажется, зависит как раз от меры моей способности его убедить.

Как правило, лекарство, которое помогло одному пациенту, может помочь и другому. Но в духовной сфере иначе одно и то же слово производит разные результаты — один человек кается, другой всего лишь сожалеет и плачет, третий ожесточается и противится. Почему так? Ответ в одном: насколько человек искренне ПРИНИМАЕТ или ХИТРИТ и «выплёвывает, или открыто ОТКАЗЫВАЕТСЯ принимать Божье лекарство. В притче о Сеятеле Христос ясно показал, что результаты зависят не от Сеятеля и не от семени. Это было лучшее, отборное, посевное зерно. Конечный результат зависит от почвы.
Следовательно, ответ на наш вопрос заключается не столько в новых открытиях или изобретении лекарств, сколько в подготовительном процессе пациента. В возделывании почвы перед посевом. Перед тем как предложить практическую помощь, аудиторию необходимо собрать вокруг некоего общего знаменателя. Сузить интересы.

«Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют»(Лук.8:10).

Проанализируйте проповеди Христа — они ориентированы на средний класс людей и отвечают на их базовые вопросы. Бога всегда интересовал народ, а не отдельные личности, потому всё послание всегда было адресовано народу. Когда же Он имел встречи с отдельными людьми, Он говорил по-другому.
«…слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал» (1Кор.2:4-8)

Наша проблема в том, что общество, с которым мы работаем, весьма разношерстно — это люди с разным уровнем духовного образования. Это выпускники разных школ. Когда все жили в России или Украине, им было проще, уютнее, легче, потому что все воспитывались в одной определенной «теплице». В каждой из этих общин действовал Бог. Были свои уважаемые и авторитетные проповедники, и не было недоразумений. Когда эти люди приехали в США, то началась реорганизация. На поверхность должны встать новые лидеры, и это неизбежный процесс. По-другому общества не упорядочить. Людям нужен авторитет. Некоторые избрали путь попроще — организовали Винницкие, Ровенские, Нововолынские и другие церкви.

Эта проблема еще больше усугубляется, когда на кафедру поднимаются учителя также разного уровня, духовного образования. Вследствие подобной неразберихи бедные овцы ничего не понимают. Им тяжело ориентироваться во всем этом, они не знают, к кому пристать и за кем следовать. Они держатся стада, но овца овце не авторитет. В такой среде присутствует страх и неуверенность, потому что нет одного пастыря, твердо знающего путь к «злачным пажитям».

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.»(Матф.9:36)

Итак, вывод номер один: первым объединяющим фактором для любого общества является человек с заслуженным авторитетом. Прежде чем люди будут готовы последовать указаниям лидера, рецептам врача или слову проповедника, они СЛЕДУЮТ АВТОРИТЕТУ личности. Т.е. людей интересует источник информации и только потом сама информация.

Второе важное правило: я бы сказал, что весь успех выступления зависит от АТМОСФЕРЫ в аудитории слушающих. Это и называется приготовить путь к приходу Господа. Заметьте, внешне как будто и пророк Иоанн, и Сам Христос, занимались одним и тем же. Но на самом деле Христу было бы куда сложнее без Иоанна, который был послан приготовить путь для Господа. Я верю, что прежде чем Дух Святой реально будет что-то делать в аудитории, проповедник должен приготовить или подготовить путь к Его приходу, т.е. каким-то образом собрать внимание людей и направить их взор на Христа, как это сделал Иоанн Креститель.

В зале всегда есть некие духовные шероховатости. К ним относятся определенные люди, контролирующие или влияющие на атмосферу в среде присутствующих. Это отдельные яркие влиятельные фигуры, возможно, знатные, возможно, просто негодующие и нарушающие гармонию, противящиеся тому, что хочет делать Бог. Такие элементы должны быть обезоружены и обезврежены (я имею ввиду в духовном плане), иначе атмосферу будут контролировать люди, а не Бог.

Кто эти люди? Это холмы, которые необходимо понизить, и долы, которые необходимо наполнить, кривизны выпрямить и неровные пути сделать гладкими. Тогда всякая плоть увидит спасение Божье. Практически в духовном мире так и происходит. Ни один высокомерный или доминирующий авторитет не должен влиять на твое, как проповедника, настроение. В духовной атмосфере ты должен быть сильнее его. Этим ты поставишь его на место.

Когда с поля зрения уходят отдельные величины, все становятся одинаковыми, и только тогда для всеобщего обозрения открывается Христос.

Итак, когда есть авторитетная личность, служащая людям, и когда нет помех, повреждающих атмосферу доверия и расположенность аудитории, когда никто не выделяется, а все равны, — тогда легко проповедовать и служить.

(1368)

Феномен сцены (краткое пособие)

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>