2.01K
Views

«У вас есть папа и мама. И у меня есть. А кого вы больше любите — своих или моих родителей? Наверняка, своих. Но разве это плохо? По-моему, нет. Любить свою землю, свою Родину — то же самое, что любить своих родителей. Эти два слова имеют общий корень. Поэтому Родину следует любить так же, как ты любишь своего отца и свою мать. Это и есть патриотизм, о котором должна заботиться церковь» (Любомир Гузар, бывший глава Украинской греко-католической церкви).

Считаю подобные параллели неприличными для священника. Не к этому должен призывать духовный человек. Отец наш Бог, и Он у нас Один, а не у каждого свой. И дом у нас один — вышний Иерусалим, «он — матерь всем нам» (Гал. 4:26). Так вот, даже если комнаты у нас разные (т. е. государства земные), то что это меняет, если у всех нас одна фамилия, если мы все — дети Отца Небесного?

В песне на слова Галины Везиковой поется:

Скоро скажем мы тебе: «Прощай!»,
И свершится вмиг переселенье.
Ах, земля, наш временный причал,
Чуть обжитый уголок вселенной!

«Нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Известно высказывание: „Бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного“» (Протоиерей Олег Стеняев).
Звучит правдоподобно, но по сути неверно. Любовь к своей семье, или отечеству, или даже к своей церкви не обязательно является любовью божественной, она может быть и человеческой, естественной, душевной. Человек эгоцентричен, а значит, любит себя и все свое вокруг себя.
Если верно следовать учению Евангелия, то испытание на любовь человек проходит, только любя того, кто его не любит.
«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44‒45). «Он благ (т. е. добр. — А. Ш.) и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35). «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46).
Если точно следовать этому учению становится понятно: единственное, что делает нас сынами Отца Небесного, — это любовь, какую Он имеет. Вот и получается, что все берет начало от любви, а не от семьи или отечества. Любовь любит независимо от того, кто встречается на ее пути. Именно поэтому Христос начал Свое учение словами: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам (обратное. — А. Ш.): любите врагов ваших…» (Мф. 5:43‒44). Любовь или симпатия к ближнему естественны и понятны, ибо мы единокровны, у нас одна фамилия, мы выросли на одной улице, говорим на одном языке. «С чего начинается Родина?» — это понятно: со старой буденовки, т. е. с истории; с букваря, т. е. с родного языка… А вот с чего начинается Любовь?
С Бога и рождения от Бога!
«…будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7‒8).
Любовь первична, она берет начало не от родины, а от Бога. Поэтому Любовь не предаст никогда! Но любовь — это категория отношений с личностью, а не с местностью. Почему вокруг столько «предателей» родины? Как только в городе становится жить лучше, я «предаю» свое село и переезжаю в город. Как только в Европе условия жизни лучше, я меняю Украину на Италию без малейшего зазрения совести.
А как насчет того, что «настоящий русский не променяет свою веру православную на веру западную»? Разве это не пропаганда веры отеческой ценой веры в Бога?
Вспомните суд Соломона над двумя женщинами, которые претендовали на младенца, называя каждая себя его матерью. Царь велел разрубить малыша и отдать половину одной и половину другой. Настоящая мать сразу согласилась отдать ребенка чужой женщине, лишь бы он жил. Она думала о нем, а не о себе. Вывод лежит на поверхности: Церковь испытывается на предмет любви, когда душу человека ставит выше его национальности.

(2010)

Патриотизм. Что в нем для церкви? (продолжение)

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 комментария

  • Лена
    Reply

    И тем не менее, кто о своих, и особенно о домашних не печётся, тот оставил веру и хуже неверного».
    С таким успехом можно говорить, то какая разница, если кто-то хочет тоже иметь вашу Жанну, пусть имеет, нас же объединяет общая любовь.
    Давайте я приеду в Штаты и заберу ваше жилье, ок?
    Если люди, называющие себя христианами приходят на мою землю, насилуют, убивают и захватывают, мне Христос не велит это игнорировать.
    А то как десятина так Ветхий завет, а как Самсон, Давид, Иисус Навин и другие герои веры защищали свой народ, так сразу вспоминают Новый.
    Сами-то убрали в Штаты, что в армии не служить?

  • Иеремия
    Reply

    Считаю, что рассуждения о патриотизме от узкого, деноминационного понимания своего места в теле Христа. Молитва Даниила к Богу :» прости НАМ грехи наши и наших отцов» — молитва ПЕРВОСВЯЩЕННИКА. В Новом Завете христиане находятся в теле Христа — ПЕРВОСВЯЩЕННИКА (1ТИМ 2:1,2…ОТ имени всех людей…особенно ОТ имени правителей… (пер. с греч.), НО это при условии крещения в ИМЯ Иисуса Христа и Духом Святым ( ДН.2:38, Дн.8:16, — вся книга Деяний об имени Его — Иисуса Христа). С позиций Первосвященства открывается смысл ПРИЧАСТИЯ, как ПРИЧАСТНОСТИ к телу Первосвященника и ответственность за умаление или непонимание ЭТОГО смысла. Подробный смысл священства открывают книги Моисея. По мере освящения (расширения любви во мне) открывается мера священнической ответственности за народ свой и за народы, молитвы за которых мне поручает Господь. Это священничество Аарона возможно только при принятии наиважнейшей заповеди Шма… Вт 6:4, Вт.?:9, МК. 12:28-34.

  • Виктор
    Reply

    «настоящий русский не променяет свою веру православную на веру западную»? Разве это не пропаганда веры отеческой ценой веры в Бога?»
    — Нет, не пропаганда.
    Между верой святым отцам и верой Богу нет противоречия. Как нет противоречия между: детсадом, школой и университетом. Каждый, в своем временном отрезке, учит правильному.

    • Эдуард
      Reply

      Нет веры православной! Есть вера Божия,( Мк.11:23 имейте веру Божию,…) и есть вера Евангельская (Флп.1:27
      Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,) больше не о каких видах веры библия не указывает. А то что вы называете православной верой- это всеволишь деноминация, как и все остальные христианские динаменации!