В Библии немало мест, говоряших о рабстве. Были ли рабы и господа созданы свободными в Боге без рабства и насилия?

Также, если можно хотелось бы узнать Ваше мнение по такому вопросу - Апостол Павел учил, что рабы должны быть послушны господам, а господа быть добры с рабами. А что, и рабы и господа были созданы не свободными в Боге? Не по Образу и Подобию и те, и другие? Как это вообще понимать - я господин, а ты мой раб, я тебя насильно принуждаю подчиняться и все хорошо. Если речь идет о работодателе и просто нанятом работнике, то тут понятно. Но если в прямом смысле слова рабство, насилие, то как то странно.

Ответ:

Вы правы, Алексей. Рабство это не то, что когда либо имел ввиду Бог. Неволя — это самое страшное. Христос принес свободу всем людям. Тем более физическое насилие, как бы оно ни выражалось, оно всегда отвратительно. И рабство это один из видов насилия. В то же самое время, апостол Павел не мог ниспровергнуть эту ментальность, которая пронизывала сознание древних греков, римлян, людей, которым Павел проповедовал. История говорит, что Греция была настолько богата, что на одного природного жителя, было 2-4 раба. Греция и Рим процветали в то время. Таким образом, Павел даже не пытался поднять вопрос о том, чтобы остановить рабство, это было невозможно. Это было в менталитете и сознании людей. Между тем Павел говорил, что если ты можешь воспользоваться свободой, воспользуйся. Я читал о некоторых американских президентах, которые имели рабов в свое время и боролись против рабства, но сами рабы не хотели уходить от них. Если господин порядочный человек, то раб понимал, в силу своего статуса, что лучшей жизни он не найдет, это невозможно. Люди даже просились остаться и работать в имении такого господина. Чтобы понять эти тексты писания, надо возвратиться к тому, в каких условиях и для кого они были написаны. Даже Ветхий завет учил, что были случаи, когда раб не хотел воспользоваться возможностью свободы, он любил своего господина, и отдавал свое ухо, в нем делали дыру шилом, и этот раб становился рабом любви навсегда. История свидетельствует, что очень часто такие господа, когда умирали, переписывали свое наследство не на детей, а на рабов любви. Вместе с тем, я хочу сказать, что никто так много не боролся за отмену рабства, как христиане. Вы наверное слышали о Джоне Ньютоне, который 20 лет посвятил тому, что на Африканском континенте ловил людей и продавал их в рабство в Европу. Это был жестокий человек, который впоследствии стал пастором и посвятил остаток своей жизни борьбе с рабством. Я считаю, что христианство внесло самый большой вклад в борьбу с рабством и в тоже самое время во многих странах и сейчас человек может быть рабом в самом прямом смысле слова, и мы должны бороться с этим сегодня.

(1722)

Вопрос отвечен 10 лет назад в категории: Библия

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 комментарий

  • Екатерина
    Reply

    Здравствуйте! Спасибо за Ваш ответ, Александр. Я понимаю, что время, когда Библия была написана, очень отличается от нашего, но как можно согласиться с аргументом, что «Павел даже не пытался поднять вопрос о том, чтобы остановить рабство, это было невозможно.» Если Апостол Павел понимал, что рабство, каким бы гуманным (оксюморон получается!) оно ни было — это дело нехорошее и небогоугодное, то, значит, Бог против рабства и поддержал бы Павла. А для Бога нет ничего невозможного — потоп, например, всемирный устроить или воскресить из мёртвых. С рабством покончить за две секунды можно было бы, разве нет?
    Я понимаю, что в те времена нравы и традиции были другими, но ведь не всякий господин относился к своим рабам как к членам семьи и не даром, наверно, в Библии есть такие строки: «20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
    21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.» (Исход). Но при этом «18 Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,
    19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен [смерти]; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.» То есть, если ударить человека, то надо будет заплатить, а если раба, то ничего платить не нужно. То есть, по-моему, говорить о том, что рабство было не таким уж ужасным и некоторые люди добровольно шли в рабы, всё же не приходится, так как, думается, на одного «хорошего» господина был десяток таких, которые обращались со своими рабами хуже, чем со скотом. То есть, рабство как бы оправдывается тем, что не такое уж оно и ужасное было, но, зная человеческую природу, думаю, можно сделать вывод о том, что большинству рабов всё же жить было тяжело и, будь у них настоящий выбор (а не такой, когда ты либо раб и хозяин тебя кормит, либо помрёшь под кустом, так как нет возможности заработать себе на пропитание), то вряд ли бы многие согласились быть рабами. Если перенести ситуацию в наше время и, разбавив краски, предложить людям быть рабами, даже без битья и с условием, что хозяин будет кормить-поить, не думаю, что многие бы согласились на такое, Вам так не кажется? Конечно, во все времена были и будут люди, которые согласятся на то, чтобы служить кому-то за кров и еду, но всё же для абсолютного большинства людей свобода важнее, хоть бы за неё и пришлось работать. А если работать в любом случае придётся, то не лучше ли делать это на себя, чем на хозяина?