Стоит начать с того, что Бог является Богом устройства. Для поддержания порядка на земле Он установил институт власти. Это делегирование полномочий отдельной группе людей в целях общего устройства гражданского общества. При этом не важно, о какой части земного шара идет речь, а также какая именно государственная религия или режим там доминируют. Законная власть утверждает и контролирует порядок, тогда как безвластие приводит к анархии. «…нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению…» (Рим. 13:1‒2).
Первое, что должен понимать христианин: власть дается Богом! Именно такая постановка вопроса должна определять наше отношение к институту власти.
Вот примеры из Библии:
Иоанн Креститель учил: «Не может человек ничего принимать [на себя], если не будет дано ему с неба» (Ин. 3:27).
Фарисеи и книжники, наблюдая за Христом, добивались от Него ответа: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11:28).
Совершенно невозмутимо Христос отвечал воинам, пришедшим Его арестовать в Гефсиманском саду: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, — давая понять, что в тот момент они не имели власти на это. — Но теперь — ваше время и власть тьмы» (Лк. 22:53). Без сопротивления Он отдал Себя в их волю, понимая, что власть дается свыше.
Пилат пытался сказать Христу, что имеет власть Его распять или отпустить, на что Христос отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:10‒11).
Пророку Даниилу Бог показал духовный мир и развитие четырех мировых цивилизаций наперед! Это значит, что ход исторических событий, хотя в деталях и не
предопределен, в точности известен Богу наперед.
«Затем видел я: вот — еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан. 7:6).
«Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца» (Дан. 7:26).
Тексты из книги Откровение заслуживают отдельного исследования. Прошу обратить внимание на то, что власть дается, но при этом всегда и для всех властителей свыше определяются сроки правления, мера влияния и география их деятельности.
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть… и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными» (Отк. 6:8).
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13:5).
«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Отк. 13:7).
Итак, первый вывод: власть дается Богом! И «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1).
Официальная власть осуществляется через чиновников (людей, наделенных чинами), уполномоченных нести ответственность за устройство разных сфер жизни и быта подвластных им людей. При этом всякая власть укрепляет себя за счет силовых структур и военной мощи. Кроме министерств здравоохранения, культуры, финансов государственная власть имеет министерства обороны и внутренних дел, что подразумевает наличие полиции, армии и т. д. Таким образом, любая власть не только налаживает быт или защищает внешние границы государства, но и поддерживает порядок внутри страны посредством, прямо скажем, силы оружия. По словам апостола Павла, начальник «носит меч… в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). В этом есть прямая необходимость, иначе с самой властью никто не будет считаться ни вне, ни внутри страны. В своем большинстве люди морально слабы и понимают не язык закона, а язык силы.
Когда дело касается порядка, начиная с обычной семьи, состоящей из двух человек, и заканчивая государством с многомиллионным населением, имеет место принцип субординации, строго обязывающий одного подчиняться другому. Обязательства эти налагаются Богом, равно как Им утвержден и сам принцип. При этом характерным является не просто подчинение человека человеку, но признание, что его власть — от Бога. «Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:2а).
Сложности возникают тогда, когда божественные принципы сталкиваются с человеческими возможностями. Допустим, часть населения в стране начинает обладать большей силой, чем законная власть, и при этом должна повиноваться официальной власти как Божьему установлению. Опыт показывает, что редко кому удается справиться с таким соблазном. Только отдельные люди, такие как Давид, понимая духовные закономерности мироустройства, умеют сдерживать свою силу, дабы не нарушить духовные принципы. Давид неоднократно имел возможность убить царя Саула и в тот же день сесть на его престоле. Для этого имелись все основания, но он ни разу не поступил вопреки принципу: царь – помазанник Божий. Давид полностью исключал свое участие в перевороте. Он видел три варианта исхода дела: «Пусть поразит его [царя Саула] Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет» (1 Цар. 26:10). Это не сентиментальность или напускное смиренномудрие, но вера Давида в Бога, Который посчитал нужным всему этому быть.
Однако, как я сказал, подобного рода испытания выдерживают единицы. К нашему стыду, мы должны признать, что этот духовный принцип меньше влияет на церковь, чем возможность давления на власть или даже ее свержения, которая предоставляется порой людям.
Здесь корень проблемы.
(1684)