Милость является единственно допустимой формой взаимоотношений между человеком и Богом. Если это понять и с такой перспективы читать послания Павла, мы удивимся, как уверенно он отстаивал и насаждал эту точку зрения. «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29).
Павел посвятил значительную часть своих посланий борьбе за идею праведности через веру, вопреки идее праведности от дел. Последней он не только не признавал, но видел в ней вред, а потому яростно уничтожал на корню.
«Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал.3:21).
«Вот, я, Павел, говорю вам: …Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:2,4).
«Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6).
Павел со свойственной ему категоричностью противопоставляет идею оправдания делами закона идее оправдания благодатью, смело заявляя, что с приходом Христа миссии закона наступил конец: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). Говоря откровенно, закон не решил вопроса греховности человека и «ничего не довел до совершенства». Если и допустимо оправдание делами, то разве что перед людьми. «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом» (Рим.4:2).
(1072)