6.53K
Views

Я счел необходимым в своих рассуждениях коснуться вопроса обольщения по той причине, что нахожу явное несоответствие между умонастроениями подавляющего большинства традиционных русскоязычных церквей и учением Священных Писаний о силе и роли ходатайства. Особенное беспокойство вызывает и то, когда обольщение перетекает в отступление, обретая катастрофические масштабы. Когда в христианском обществе насаждаются откровенно ложные понятия, тем самым деформируется позвоночник всего Тела Церкви. Я прекрасно понимаю, что выражаюсь радикально, так как все понятия давно устоялись, традиции сформированы и любое вторжение в эту сферу воспринимается враждебно.

…Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить не поле перейти.
(Б. Пастернак, «Гамлет»)

И все-таки что же может предшествовать коллективному заблуждению? Готовы ли мы непредвзято анализировать хотя бы общую концепцию действия обольщения?

Кто-то заметил, что если в коллективе 90% дураков, то очень скоро оставшиеся 10% нормальных людей сочтут себя дураками. Легко выявить душевнобольного в здоровом обществе, но как остаться в своем уме в психбольнице – это вопрос.

Когда же обольщение обретает национальные масштабы? Что этому предшествует?

В Библии есть описание нескольких случаев, когда Бог допускает, пророкам говорить неправду (3Цар.22, 4Цар.8:10). Это заявление столь неожиданно, что требует доказательств и разъяснений, за которыми, по всей вероятности, должна содержаться причина, объясняющая подобные действия Бога. Она и устранит противоречия, такие как «не было лести в устах Его», «нет неправды в Нем» и т.д.

«И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом. И пошел чрез несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский. И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдешь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну! И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь. И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя. И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня? спросим и у него. И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь. И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая. Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своем престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их. И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский; будет успех тебе, и предаст его Господь в руку царя. Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твое слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе. И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я. И пришел он к царю, и сказал ему царь: Михей, идти ли нам войной на Рамоф Галаадский, или удержаться? И сказал тот: идите, будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши. И сказал ему царь: сколько раз мне заклинать тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины, во имя Господне? Тогда Михей сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, — и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром. И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое? И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так. И теперь, вот попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе. И подошел Седекия, сын Хенааны, и ударил Михея по щеке, и сказал: по какой это дороге отошел от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться. И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его хлебом и водою скудно, доколе я не возвращусь в мире. И сказал Михей: если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушайте это, все люди! (3 Цар.22)

Существует мнение, что молчание наших врагов красноречивее похвалы наших друзей. Парадоксально, но часто бывает, что у наших критиков больше правды, чем у поклонников. Поди теперь разберись, кто здесь друг тебе, а кто враг. Может ли, наконец, САМА ПРАВДА стать нашим мерилом, а не предрассудки, основанные на честолюбии?

Дух лжи в устах пророков – попустительство Божье. Это следствие, причину которого еще предстоит отыскать.

Можно понять поведение «списанного» Ахава и утратившего бдительность Иосафата, но куда сложнее объяснить, как 400 пророков смогли провещевать ложь. Каждый должен быть на своем месте. Бог на Своем, пророки на своем, цари на своем, иначе механизм выходит из строя. Чего хотят цари: вопросить Бога или склонить Его на свою сторону? Они приходят к Богу за советом или уже с решением? Чего хотят пророки: служить Богу или выслуживаться перед царями?

Если зреть в корень, процесс впадения в обольщение берет начало с отношения к самой Истине.

«…Я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое» (2Пар.18:7)

«По своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3).

«Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» (Матф.15:3).

Люди верят в то, во что хотят верить. Пророк Исаия пишет:

«Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Ис.59:13).

Превратный суд, неверные гири — предпосылки к обольщению. Когда «истина преткнулась на площади», это уже коллективный заговор. Это происходит не в спальне, не где-то в углу, а на площади! Это когда Бога бесчестят прилюдно, делая вид, что все в порядке, и некому вступиться. Это необратимый процесс, когда уже «честность не может войти».

«Пожелавший правды уже страшно силен», — сказал Ф.М. Достоевский. Апостол же Павел писал, что явление антихриста будет сопровождаться «всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2Фесс.2:10-12)

Эдвард Радзинский на вопрос Владимира Познера «как Вы себе представляете самое большое горе?» ответил: «Это помрачение разума». Существует ли что-либо более страшное, чем потеря чувства реальности, когда море по колено, когда пир во время чумы? Соломон выразил это так: «ты будешь …как спящий на верху мачты»

Вера в ложь – кара за неверие Истине.

«Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: ‘Он сказал’. Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им» (Иер.23:31).

Но если бы не конец истории с Михеем, как разобраться, через кого из них говорил Бог? Странное соотношение: один пророк говорит правду, а четыреста лгут. Не стоит ли прислушаться к большинству? Страшно против большинства. Неуютно. Сиротливо. Можно ли осудить Седекию за то, что он ударил Михея и защитил свой пророческий титул? «Да онемеют уста лживые» (Пс.30:19), как же иначе реагировать на столь дерзкое высокомерие Михея? С чего бы вдруг Седекия должен верить Михею, что в его (Седекии) устах провещевает лживый дух? С каких пор? «По какой дороге отошел от меня Дух Господень?» В любом случае это не стоит большого внимания. Нужно ли так расточаться в ответ на несуразицу какого-то нелицензированного пророка без прав? Главное в другом. Что должен был чувствовать пророк Седекия, когда война была проиграна и он оказался «преданным» Богом, когда споткнулся о шлем с рогами, который смастерил в пылу необычного пророческого экстаза как иллюстрацию того, как Ахав избодает Рамоф Галаадский?

Думал ли он вообще в тот день об этом или бегал из комнаты в комнату, чтобы спастись и как-то адаптироваться к новой действительности?

На самом деле арифметика не так уж сложна. Одно из двух: или Бог солгал, или я заблуждаюсь. Но этот предельно откровенный диалог с душой усугубляется еще и тем, что Седекия ведь действительно не выдумал, а получил послание о победе царя Ахава. Он-то знал это абсолютно точно. От этого, должно быть, становится страшно вдвойне, и снова встает тот же вопрос, только в этот раз обращенный уже не к Михею, а к себе самому.

«По какой дороге отступил от меня Дух Господень?» (2Пар.18:23)

«Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: ‘не обман ли в правой руке моей?» (Ис.44:20)

Кто-то может сказать: «Ну и ладно, Бог с ним или нет Бога с ним, с этим Седекией. Одним пророком больше или меньше — большой разницы это не делает. Пусть сам разбирается». Но ведь вопрос куда серьезнее. Национальные трагедии, как следствие коллективного обольщения, являются результатом отдельных судьбоносных решений, за которыми стоят цари и пророки. Так было тогда, так есть и сегодня.

(6528)

Корневая причина обольщения

| Блог | 0 Comments

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>