1.65K
Views

Вся история ранней церкви наполнена преследованиями первых христиан со стороны ортодоксальных (религиозных) иудеев. Тогда пытали мужчин и женщин — последователей Иисуса, побивали камнями, всех апостолов казнили, за исключением Иоанна, которого, по преданию, бросили в кипящее масло, а после сослали на остров Патмос и т. д. Но не это тó главное, о чем я пытаюсь сказать. Главное то, что эти же самые люди «так гнали [и] пророков, бывших прежде» (Мф. 5:12) основания церкви! Пророки и праведники «испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:36,37). И кто же их преследовал? Кто издевался над ними? Кто их, как говорится, на дух не переносил? Как ни странно, но свои же и гнали. Христос в адрес таких ревнителей отеческих преданий сказал: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии… которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23:35).
Обратите внимание, здесь речь идет о событиях, имевших место задолго до Христа и христианства как такового.
Что же касается настроения религиозных иудеев в отношении ранней церкви, позвольте мне привести несколько текстов преимущественно из книги Деяния святых Апостолов и некоторых посланий Павла.
Вот автобиографические заметки Павла о его прошлой жизни в иудействе. Он сам называет себя хулителем, гонителем и обидчиком (см.: 1 Тим. 1:13), пишет, что «гнал церковь Божию» (1 Кор. 15:9), а в другом послании уточняет, что «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (Гал. 1:13). Выступая перед иудеями в Иерусалиме, он говорит еще более откровенно: «Я даже до смерти гнал [последователей] сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин… я шел (в Дамаск. — А. Ш.), чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» (Деян. 22:4,5). В своей речи перед царем Агриппой Павел вспоминает: «…я много святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на [то] голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:10‒11).
А вот несколько записей других авторов о Павле до его обращения к Христу: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством» (Деян. 9:1), «терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3).
Будет неверно полагать, что Савл был единственным такого рода человеком. На самом деле он отображал всеобщее отношение иудеев того времени к последователям Иисуса. Такую же агрессию он испытал после обращения к Христу, как говорится, и на своей собственной шкуре и не один раз: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали…» (2 Кор. 11:24,25; см. также: Деян. 14:19). В ответ на его попытку объясниться с иудеями в Иерусалиме они «подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить» (Деян. 22:22). При этом они метали одежды и бросали пыль на воздух.
На самом деле Павел здесь ни при чём. Первый мученик Стефан, исполненный Святого Духа, смог куда точнее выразить суть происходящего в среде ортодоксального иудейского общества: «…вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, [так и вы]. Кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7:51–52).
Гонения представителей ортодоксального иудаизма в адрес ранней церкви объясняются исключительно противостоянием демонического мира работе Духа Святого. Это не были гонения на христиан только, но на всех пророков древности, в которых вещал «Дух Христов» (1 Пет. 1:11). Заявление мученика Стефана: «Вы всегда противитесь Духу Святому», — свидетельствует о том, что это не столкновение древнего иудаизма с юным христианством, но системное противостояние духа антихриста Духу Святому. Это столкновение двух отдельных лагерей, а не мелкие недоразумения в религиозной среде Израиля, где, как некоторые утверждают, христианство было всего лишь одной из ветвей раввинистического иудаизма.
Вторым аргументом, в какой-то мере объясняющим поведение церкви средневековья, является то, что любая религия по типологии проявления одинакова. Неважно, иудаизм это, ислам, язычество или христианство. Религия есть религия! Люди берегут свои предания, уничтожая всё, что угрожает их святыням. Если бы в эпоху средневековья евреев и христиан поменять местами, история не выглядела бы иначе! Досталось бы тем, кто в меньшинстве.
Как вы думаете, о ком говорил Христос: «…вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете, иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город»? (Мф. 23:34) Ненависть и презрение, с которыми ревнители иудаизма встречали христиан ранней церкви, мало чем отличались от жестокости католических инквизиторов в средние века. Слушая речь Стефана, «они (книжники и фарисеи. — А. Ш.) рвались сердцами и скрежетали на него зубами. <…> …закричавши громким голосом и затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать [его] камнями» (Деян. 7:54, 57‒58).
Я бы не называл гонения евреев католической церковью средневековья актом возмездия за ненависть евреев к Христу и церкви I века. Я рассматриваю это как конфликт двух мировых религий. Не более того.

Третий аргумент против утверждения, что христиане виновны в том, что современные евреи не принимают Христа, заключается в следующем. Много веков одним из центральных институтов католической церкви была инквизиция. Гонениям подвергались не только евреи, но и все инакомыслящие без разбору. Вот некоторые факты из «Книги мучеников» Джона Фокса, которая признана основным источником для изучения гонений на христиан, обратите внимание, начиная с 1937 по 1997 год.
«В Испании было 17 трибуналов, каждый из которых приговаривал к сожжению около 10 еретиков в год. Тысячи прошли через пытки и мучения и так и не смогли излечиться от полученных ран. За время существования испанской инквизиции около 32 тысяч человек были признаны виновными только лишь за несогласие с папскими доктринами или же обвинены в колдовстве и после пыток, не поддающихся описанию, сожжены. Кроме того, количество приговоренных к наказанию, что обычно означало ссылку, конфискацию имущества, физическое воздействие с пролитием крови или разрушение всей их жизни, составляло 339 тысяч человек. Но в это число не включены умершие в тюрьмах во время пыток, те, кто был прикован к постели, находясь в помещении, кишащем крысами и паразитами, кто умер от физических и сердечных ран. В это число не вошли также миллионы людей, находящихся на иждивении замученных и сошедших в могилу раньше своего срока вслед за смертью мучеников. Их количество известно только на небе и откроется в День Страшного суда».
Никто не знает точно, сколько миллионов человек церковь сожгла на кострах. Причём нередко жгли лучших: астрономов, математиков, других учёных, иноверцев (того же Яна Гуса) и просто свободомыслящих людей. Между тем, преступления церкви такого масштаба не смогли отвратить миллионы, а сегодня и миллиарды людей, от того чтобы принимать Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя.

— Из книги «Церковь и мессианское движение».

(1647)

Кто преследовал христиан?

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>