1.12K
Views

Христос стал камнем преткновения для одних и камнем краеугольным для других.

«…сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на чтó они и оставлены» (1 Пет. 2:6‒8).

«…Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46).

Для еврейского народа знакомство с Богом началось не с Христа, а задолго до Его прихода, в то время как для бóльшей части языческого мира знание о живом Боге и монотеизме, в частности, берет начало с благовествования о Христе. Да, были так называемые прозелиты и эллины —греки, которые обратились в иудаизм из язычников еще до проповеди Евангелия. Однако примечательно и то, что эти люди уверовали в Христа значительно быстрее, чем ортодоксальные евреи, когда им понятно объясняли, что во Христе Иисусе нет различия между иудеем и язычником.
Когда я, человек не еврейской национальности, обращаюсь к Богу Авраама, Исаака и Иакова, то я не ощущаю никакого дискомфорта по поводу того, что это якобы еврейский Бог. Это было бы таким же невежеством, как утверждать, что Христос — Бог христианский, что нередко пыталась навязать людям средневековая церковь. В Библии, которую я читаю, я одинаково отношусь к текстам Ветхого и Нового Заветов и не нахожу никакого противоречия между ними. И то и другое является Словом Божьим, а значит, объясняет и перетекает из одного в другое.
Если евреи имеют преимущество перед остальными народами, то только в хронологическом смысле, как первенец в семье перед остальными детьми. Не более. Есть только «одно стадо [и] Один Пастырь» (Ин. 10:16). При этом я не исключаю того, что есть и отдельные обетования для Израиля.
Путь к Христу с перспективы языческого мировоззрения кардинально отличается от пути к Христу в сознании ортодоксального еврея. Язычник знакомится с Богом впервые. Его прежний, старый, мир рушится. Еврей же должен распознать уже известного ему Бога в неизвестном ему Сыне Человеческом. Две части должны сойтись воедино.
Удивительно наблюдать за тем, как на стыке двух эпох человеческой истории Сам Дух Святой и ангелы (духи небесные) возвещали отдельным людям в Израиле, что в мир родился Христос. Совершенно восхитительная история произошла с пастухами, которые в окрестностях Вифлеема стерегли стада овец. Им явился ангел и сказал: «…не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10‒11).
Удивляет, насколько просто и понятно всё сказано, а еще более удивляет то, что у пастухов это не вызывает никакого смущения. «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:12). Они поспешили и действительно нашли в кормушке для скота новорождённого мальчика в пеленах. Это был знак, что Он и есть Христос Господь.
Еще одна история описана евангелистом Лукой. Старец Симеон получил откровение от Духа Святого (ибо Дух Святой был на нем), что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Обратите внимание: Симеона нисколько не смутило предсказание, что он увидит Христа. На сороковой день от рождения Иисуса принесли в храм для посвящения Господу. В тот самый день и даже час, ни раньше ни позже, Симеон по вдохновению тоже пришел в храм и среди множества людей, не зная Иосифа и Марию в лицо, опять-таки по вдохновению (по наитию от Духа Святого) подошел к ним и, взяв у них из рук Младенца, произнес: «…видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:30‒32).
Были и другие люди, иногда с далеко небезупречной репутацией, с которыми иудеи даже не сообщались, однако Христос открывал Себя и им. И это нисколько не вступало в противоречие с их убеждениями о Боге Авраама, Моисея, Давида и т. д. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25‒26).

* * *

В целом, создается впечатление, что Христос сознательно не хотел посредством силы навязывать Себя в качестве Бога. Важно, чтобы вера в Него зиждилась на Писаниях и откровении, а не на чудесах только. Людям казалось: если Он сойдет с креста, то они уверуют в Него. Но это далеко не так. «…вера от слышания, а слышание от Слова Божьего» (Рим. 10:17).
Незаметно присоединившись к двум ученикам, идущим в Эммаус, Христос не спешит показать им Свои раны на руках и ногах во удостоверение того, что Он воскрес из мертвых, дабы они сразу узнали Его или уверовали в Него. Но со скорбью восклицает: «О, несмысленные (в большинстве переводов глупые люди”. — А.Ш.) и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, чтó предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25‒26).
Он пытается сказать им, что именно так, а не иначе Христу надлежало пострадать и войти в славу! «Почему же вас так смутили Мои страдания и смерть?» «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).
Христос никогда не делал акцента на Своих божественных возможностях. Порой кажется, что в этом смысле Он даже таился от людей.
«Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. <…> Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник, не явно, а как-бы тайно» (Ин. 7:3‒10).
Да и в мир пришел Он далеко не так, как когда-то сходил на гору Синай. «…Он взошел… как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия… и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:2‒3).

Земля спала, темнотою объята,
Звезды бросали лучи косые,
И не было тех, кто мощным набатом
Ее встряхнул бы для встречи с Мессией.

А надо было бы, очень надо
Ударить в литавры, ударить в гонги
И, всех пробудив, послать отряды
С вестью рождественской по дорогам.

И, спящих тревожа живым монологом,
Всё рассказать предельно ясно,
Что мир к ним вернулся, нарушенный, с Богом
В славном Посланце, лежащем в яслях.

Что спать — преступленье в такое время,
Когда небеса поют пред Младенцем,
Когда в незначительном Вифлееме
Забилось Божьего Сына сердце

…но было не так».
(Павел Ляшенко. «В Рождественскую ночь»)

Трудно понять, зачем идти в обход. Разве нельзя пойти сразу напрямик к цели? Силою чудес поставить весь мир на колени? Он же, творя невиданные чудеса, строго запрещает об этом рассказывать. Как будто не понимает, что Его дела производят в сто раз больший эффект на людей, чем Его слова. Он столь упорно толкует им притчи, как малым детям, разжевывая, кладет в рот крупицы истины, стараясь привить им любовь к ней. Он всё надеется, что они, наконец, придут к Нему не за хлебом, а за Словом! Не за чудом, а за Истиной! И вот тогда, именно тогда, когда до людей дойдет, что в Нем Истина, они придут к Нему, и Он откроет им, Кто Он на самом деле.
Но это же так сложно. Не легче ли всё сделать наоборот? Когда Ты докажешь им, что Ты Бог, тогда всё, что бы Ты ни сказал, люди будут соблюдать не раздумывая. Каждое Твое Слово будет истинным. Зачем же Ты, презренный и осмеянный, постоянно пытаешься достучаться до их сознания: «Истинно говорю вам» (Мф. 5:18). Неужели Ты Сам не понимаешь, что люди боятся Бога и потому заискивают перед Ним, а Тебя не боятся и потому не слушают?
Человек «уважает» истину только потому, что это сказал Бог, особо не вникая в сказанное, да и не понимая сути. Какая безупречная покорность! До запятой! До йоты! А может быть, это всего лишь страх? Хитрость?.. Уважал бы человек сказанное, не будь это сказано Богом?!
Однако Христос не хотел Себя навязывать прежде Истины. Он желал, чтобы путь к Богу пролегал через истину, а не через силу. Неукоснительно следуя Истине и любя ее, человек прокладывает тропинку к Богу. Они как бы идут навстречу друг другу. Если «…ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению <…> то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит. 2:2‒5).

Из книги «Церковь и мессианское движение»

(1124)

Бермудский треугольник иудаизма (5)

Comments

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>